Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому выгодно?

Кому выгодно?

Есть много тем, которые напрямую касаются вопроса энергетической безопасности страны, и которые хотелось бы обсудить с Константином Васильевичем Симоновым, генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности. Вот хотя бы оперативный повод: Болгария, где формируется новое правительство, приняла решение пересмотреть документы по так называемому «Южному потоку», — трубопроводу, который пройдет от Новороссийска. И не секрет, что аналитики обеспокоены: «Южный поток», договор о котором тесно связан с Россией, может быть отброшен альтернативным газопроводом «Набукко»…

СИМОНОВ: Получается так: все говорят, что «Набукко» и «Южный поток» между собой не конкурируют, но все прекрасно понимают, что конкурируют. И эта конкуренция приобретает нездоровый характер… Мне кажется, нужно бы уже успокоиться.

Смотрите, что такое «Набукко»? «Набукко» — это тридцать один миллиард кубометров газа к 2015-му году в лучшем случае. По оценкам самих европейцев, даже если Россия сохранит нынешний объем поставок, в 2015-м году Европе из-за падения собственной добычи понадобится минимум сто десять — сто пятнадцать миллиардов кубов газа дополнительно, без России! То есть нужно построить четыре «Набукко», и не для того, чтобы заменить поставки России, а чтобы найти дополнительный газ. А если они захотят заменить Россию, то нужно построить ещё пять «Набукко». Итого — девять «Набукко» за шесть лет; сделать это невозможно, причем в условиях любой экономики — ни европейской, ни сталинской.

Отсюда и возникает настороженное отношение. Трубопровод будут строить шесть лет в лучшем случае, — сейчас даже первой трубы не положили. За это время в Болгарии сменится десять правительств! И каждую неделю будут происходить какие-то события: и «за» «Южный поток», и против «Южного потока», и «за» «Набукко», и против. Вот смотрите, Турция: она и с нами, и с ними. А рассматривать «Набукко» по каждой ступени — там есть проблемы. Та же Турция.

Ловушка в следующем. Если Турция не является членом ЕС, она будет покупать газ на границе и перепродавать Европе. Европе это не нужно. Значит, нужно распространить законодательство Европы — либеральный доступ к трубе — на Турцию. Но чтобы сделать это, Турцию нужно принять в ЕС…

По каждому из вопросов очень много споров, но самое главное: пока Россия ссорится с Европой, кто выигрывает? Во-первых, страны, вокруг которых идут споры, — Туркмения, Азербайджан, Турция, — потому что все к ним бегают и что-то у них просят; они начинают шантажировать: нас — Брюсселем, Брюссель — Москвой. А ещё Китай, который видит: пока Европа ссорится с Москвой, в Центральной Азии образуются политические лакуны, и Китай уверенно туда идет…

Европа как-то недопонимает, что газ в Туркмении Россия покупает не для себя. Он идет на рынок Украины и Европы, и неважно, на каких условиях. А вот газ, который пойдет в Китай, из Европы уйдет. Эти сорок миллиардов кубов уйдут именно из Европы! Поэтому чем больше мы воюем друг с другом, тем больше и у нас, и у европейцев проблем.

Если бы европейцы сказали: ребята, мы строим «Набукко», потому что нам нужен дополнительный газ; это не против России, это дополнительный проект, — было бы одно дело. Но ведь все подается совсем не так… Россия тоже отвечает, может, не всегда умело, в результате мы ссоримся, а выигрывает Китай. И это весьма опасно. Опасно…

Прослушать запись:

Источник: Радио России, 13.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики