Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа готова разменять энергетическую безопасность на политическую конъюнктуру

Европа готова разменять энергетическую безопасность на политическую конъюнктуру

Газовый проект «Набукко», о котором так много говорилось в последние годы, судя по всему, начинает обретать очертания. Сегодня в Анкаре состоялось подписание межправительственного соглашения о строительстве трубопровода, по которому «голубое топливо» из каспийского региона должно доставляться в Центральную Европу. Подписанты – представители Турции, Венгрии, Румынии, Болгарии и Австрии.

Протяженность «Набукко» — 3300 километров. Стоимость строительства оценивается в 11 миллиардов долларов. В европейской прессе он уже получил название «энергетического нового Великого шелкового пути» по аналогии с торговой артерией, существовавшей в средние века.
 

В связи с подписанием соглашения не обошлось без громких заявлений. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал проект «Набукко» критически важным для европейской энергетической безопасности и политикой диверсификации поставок газа и транспортных маршрутов. Константину Симонову, генеральному директору Фонда национальной энергетической безопасности, который привык оперировать фактами, это представляется преувеличением.

«Набукко» не спасет жителей Европы. Посмотрим на цифры российского экспорта в страны Европы – это порядка 140-150 миллиардов кубометров. «Набукко», как мы знаем — 31 миллиард кубометров газа. Сейчас основные потребности закрываются самой Европой. В перспективе импортный газ будет занимать 90 процентов европейского рынка.

«Набукко» не решает проблемы поставок, как бы его ни рекламировали. В случае с ним экономические интересы были принесены в жертву политическим. В основе проекта лежало стремление направить каспийский газ в обход территории России. При этом сознательно игнорировались экономические реалии.

Подписание соглашения отнюдь не гарантирует наполнения трубы после завершения строительства. Дело в том, что консорциум поставщиков газа до сих пор не сформирован. Ставка в основном делается на азербайджанский и туркменский газ. Однако усилиями двух стран это сделать невозможно. Поскольку та же Туркмения имеет обязательства перед Россией и Ираном. К тому же в будущем году вступает в строй газопровод из республики в Китай, по которому будут прокачивать до 40 миллиардов газа в год. Если принять во внимание, что в настоящее время Туркменистан добывает около 80 миллиардов кубометров газа, то вряд ли у него будет возможность удовлетворить потребности «Набукко».

Нельзя говорить и о подключении к нему иранского газа, что в принципе и лежало в основе проекта. Нынешние отношения между Вашингтоном и Тегераном и напряженность вокруг иранской ядерной программы в принципе исключают это в ближайшей перспективе.

Автор: Евгений Крышкн

Источник: Голос России, 13.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики