Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В чем заключаются обвинения Sberbank CIB в адрес «Газпрома»?

В чем заключаются обвинения Sberbank CIB в адрес «Газпрома»?

Sberbank CIB заподозрил газовую корпорацию в том, что она ущемляет интересы акционеров. Если следовать этим данным, главные выгодоприобретатели проектов по возведению трех экспортных газопроводов в КНР и Европу — крупнейшие подрядчики «Газпрома»

Sberbank CIB заподозрил «Газпром» в ущемлении интересов акционеров. Аналитики инвестиционного банка обнародовали обзор, в котором говорится о том, что главные выгодоприобретатели проектов газовой монополии России по прокладке трех экспортных газопроводов в КНР и Европу — это не ее акционеры, а крупнейшие подрядчики концерна «Газпром». Подробности приводит РБК

Фигурируют компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» и структура «Стройтранснефтегаз» (в пределах 50% — у Геннадия Тимченко и его семьи). Общую сумму расходов на проекты «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» эксперты оценивают почти в 93,5 млрд долларов.

Как предполагается, отказ от строительства более дешевого «Алтая» связан с тем, что тогда подрядчики получили бы меньшую выгоду. Информацию комментирует директор Института актуальной экономики Никита Исаев:

«Видимо, есть некие обоснования у инвестиционной компании, которая дает соответствующее заключение. Здесь они рискуют своей деловой репутацией, и, разумеется, идти на открытое подтасовывание фактов, наверно, для них совершенно не очевидно. Является ли это каким-то заказом потенциальным, сговором с возможными иными участниками рынка государственных контрактов, государственных подрядов по строительству газопроводов и иных крупных, масштабных государственных проектов, предположить достаточно сложно. Я не исключаю этого ровно потому, что есть игроки уровня значимости Ротенбергов и, соответственно, подконтрольных им компаний, которые заинтересованы в этих сверхдоходах, связанных с реализацией этих государственных контрактов. Думаю, что это начало некой спланированной медийной кампании. Не исключаю, что это может быть связано с теми переделами в структуре правительства, органов исполнительной власти, региональными изменениями, которые сейчас происходят, возможно, в администрации президента, курирующей определенные направления, и этот вброс сейчас идет, связанный именно с переводом кадровых решений, решений элитных, «башен Кремля» в практическую финансовую плоскость. Безусловно, принятие решений по строительству более дешевых проектов, при этом находящихся в аналоговых подходах к другим принятым проектам более серьезного и большего объема финансирования, имеет место на российском рынке, тем более с учетом работы государственных компаний либо с высокой долей государственного участия, это такие, как «Газпром». Дело в том, что в выстроенной в стране олигархической системе основной доход именно на реализацию того самого 25-триллионного государственного пирога — государственных контрактов».

По словам представителя Аркадия Ротенберга, совладельца «Стройгазмонтажа», компания не представляет собой бенефициара инвестиционной программы концерна «Газпром», поскольку построенный газопровод «Сила Сибири» останется в его собственности, и именно за «Газпромом» конечная выгода от реализации данного проекта.

«Стройгазмонтаж» является в инвестпроекте генеральным подрядчиком, и компания на платной основе занимается строительно-монтажными работами в рамках заключенных ранее договоров. Представители «Стройтранснефтегаза» на запрос журналистов не ответили, а в самом «Газпроме» от комментариев отказались.

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач не согласен с выводами аналитиков. 

— Подрядчики выполняют функции реализации крупных инвестиционных проектов, у каждого из которых есть стратегические, в том числе коммерческие задачи. Можно долго спорить об эффективности этих инвестиций и том, как расходуются средства в каждом конкретном случае, но говорить, что решение о тех или иных инвестициях принимается именно в интересах подрядчиков, это, на мой взгляд, серьезное передергивание фактов, чтобы создать некий негативный имидж тому же «Газпрому».

— Выдвигается такое мнение: отказ от строительства более дешевого «Алтая» связан с тем, что подрядчики получили бы меньшую выгоду. Можно по-другому обосновать отказ от «Алтая»?

— Этот тезис вообще демонстрирует полное непонимание авторов, и эти люди не могли не знать, что «Алтай» не был реализован пока прежде всего из-за неготовности китайских партнеров заключить контракт на этом направлении. Китаю нужен газ в первую очередь на северо-востоке страны, где есть дефицит ресурсов, у них нет там ни собственной добычи, ни возможностей для импорта и других источников. Поэтому для них это было приоритетное направление — импорт российского газа, в то время как «Алтай», или, как он сейчас называется, «Сила Сибири — 2», должен прийти на запад страны, где находятся основные месторождения китайские, добывающие сейчас газ. Плюс приходит газопровод Центральная Азия — Китай из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, и контрактные обязательства там по закупке газа со стороны Китая и, соответственно, по поставкам среднеазиатских государств составляют до 85 млрд кубометров газа в год. Ситуация такова, что Китай в этом районе в принципе в долгосрочной перспективе обеспечен газом, и предложить выгодные условия для закупки газа через газопровод «Сила Сибири — 2» или «Алтай» они просто были не готовы, тем более тогда, когда принималось инвестиционное решение, подписывался контракт в 2014 году по «Силе Сибири — 1».  

Миноритарный акционер «Газпрома», директор Prosperity Capital Александр Бранис на форуме «ВТБ Капитала» в октябре 2016 года жаловался президенту Владимиру Путину на компанию Алексея Миллера. Тогда он говорил: «Возникает такое впечатление, что компания почему-то работает не на акционеров, не на потребителей, не на государство, а фактически на подрядчиков, которые строят различные объекты для них». Как отметил Бранис, от своих слов он не отказывается и сейчас:

«Проблема в последние годы заключается в том, что компания очень много тратила на капиталовложения. В частности, если смотреть на инвестиции и добычи, и транспорта, они были избыточными. В добыче мы многие годы видим, что мощность недозагружена, то есть, другими словами, деньги были вложены не вовремя как минимум, поскольку очевидно, что оценки спроса и потенциал рынка оказались неверными. Что касается транспорта, то все новые мощности, которые создавались, во многих случаях строились параллельно к уже существующим. И нам кажется, что при желании более оптимально расходовать деньги была возможность серьезным образом экономить, используя в большем объеме существующую инфраструктуру, что не было сделано под лозунгом повышения надежности системы, инвестиций в будущее и так далее. Все эти деньги можно было бы использовать гораздо более эффективно, в том числе направляя их на выплаты дивидендов акционерам, чему, к сожалению, менеджмент продолжает до сих пор сопротивляться. Компания не платит половину прибыли акционерам до сих пор, как делают уже большинство других российских госкомпаний. Все еще эта выплата колеблется между 20% и 25% чистой прибыли. С другой стороны, сейчас, в частности, нас беспокоит недавно появившееся в прессе сообщение о новом проекте, достаточно крупном, это Балтийский газоперерабатывающий завод, который может стоить много миллиардов долларов, потребовать каких-то дополнительных инвестиций в транспорт и, может быть, даже добычу. И сейчас просто резко необходимо, чтобы по отношению к любым новым проектам такого рода стандарт принятия решений был революционно другим».

В октябре прошлого года аналитики Sberbank CIB разослали клиентам отчет о нефтегазовом секторе России, в котором одна из глав называлась Rosneft: We Need to Talk About Igor («Роснефть»: надо поговорить об Игоре»). В этой главе аналитики раскритиковали стратегию «Роснефти», указывая, что после покупки ТНК-BP в 2013 году компания направила 22 млрд долларов «на приобретения без четкой сфокусированности».

«Роснефть» резко отреагировала на этот отчет. Позже Sberbank CIB отозвал его и выпустил новую версию, смягчив некоторые формулировки и убрав критические замечания в адрес Игоря Сечина. Инвестбанк также извинился перед «Роснефтью». 

Источник: BFM.RU, 21.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики