Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: у Киева нет иного выхода, кроме как переговоры с Москвой по газу

Эксперт: у Киева нет иного выхода, кроме как переговоры с Москвой по газу

Еврокомиссия призвала Москву и Киев начать трехсторонние переговоры по газу. Эксперт в области энергобезопасности Алексей Гривач в эфире радио Sputnik предположил, с чем связана подобная позиция ЕК в вопросе украинского транзита.

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович призвал Россию и Украину начать трехсторонние переговоры по газу.

Он напомнил, что в прошлом такие переговоры доказали свою эффективность.

По мнению Шефчовича, этот диалог надо начать как можно скорее, "чтобы посмотреть на транзит газа через Украину после 2019 года".

Вице-президент ЕК отметил, что конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в сфере энергетики имеет первостепенное значение для ЕС. Поэтому Еврокомиссия постоянно выступает за сохранение транзита российского газа через Украину в страны Евросоюза. 

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в эфире радио Sputnik предположил, с чем связана позиция Еврокомиссии в этом вопросе.

"Мне кажется, что господин Шефчович хочет перехватить инициативу у властей Германии, которые, по сути, инициировали процесс этих переговоров. Сначала глава МИД приезжал в Москву, затем министр экономики совершил вояж в Россию и на Украину, где, в частности, обсуждал возможность и перспективы заключения нового транзитного соглашения между Россией и Украиной после 2019 года или после того, как контракты будут расторгнуты в результате арбитражного разбирательства, которое сейчас ведется. Видимо, Еврокомиссия хочет взять этот процесс под свой контроль. Хотя она в данном случае менее "комфортный" участник и посредник. Потому что представители ЕК не раз демонстрировали, что их задача – заблокировать "Северный поток-2". А это, соответственно, будет сдерживающим, ограничивающим фактором для достижения компромиссного и взаимовыгодного решения по украинскому транзиту", – сказал Алексей Гривач.

По его мнению, в данном случае у Украины нет другого выхода, как пойти на переговоры с РФ.

"Если Украина откажется – это будет еще одним фактом в пользу того, чтобы максимально быстро и в полном объеме реализовать "Северный поток-2". Отказ Украины от переговоров еще раз покажет, что украинцы – не самый надежный контрагент. Поэтому у Киева, в принципе, нет выхода. Если они будут вести себя неадекватно, то это лишь укрепит ту же Германию во мнении, что надо еще больше, еще активнее поддерживать "Северный поток-2". Сейчас они (немцы – ред.) поддерживают этот проект, но при этом говорят, что нужно помочь украинцам. Но если украинцы не захотят помочь себе сами, то здесь Германия может "умыть руки"", – заключил эксперт.

В декабре 2017 года и феврале этого года Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контрактов на поставку и транзит газа соответственно. По итогам взаимозачета "Газпром" оказался "должен" украинской компании 2,56 млрд долларов. Москву это не устроило, и она обжаловала решение, а также объявила о расторжении контрактов. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от РФ через Балтийское море до Германии. Его планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG уже получила разрешения, необходимые для строительства участка морского газопровода в территориальных водах Германии и приемного терминала в этой стране. Кроме Германии, все необходимые разрешения выдала Финляндия. Подготовительные работы на морском участке в Финляндии уже начаты. 

Против реализации проекта выступает ряд стран, в частности, Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, имеющие амбициозные планы экспорта в Европу своего сжиженного природного газа. 

Источник: РИА Новости, 23.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики