Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сбалансировать риски: Москва настоит на "российском сценарии" смягчения квот ОПЕК+

Сбалансировать риски: Москва настоит на "российском сценарии" смягчения квот ОПЕК+

Обсуждение Александром Новаком и Халедом аль-Фалехом возможности ослабления квот в рамках ОПЕК+‍ в первую очередь нужно Саудовской Аравии, нежели России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

"Саудовская Аравия стремится переформатировать сделку, как как сейчас Венесуэла перевыполняет условия сделки, добывая существенно меньше нефти, чем могла бы из-за внутриполитических проблем. Есть у Эр-Рияда ожидания, что санкции США заставят Иран существенно снизить добычу. Саудиты надеются эти "недоборы" перераспределить в первую очередь между собой и Россией, чтобы общий объем добычи остался на прежнем уровне, а на их долю пришлось больше доходов.

Понять Эр-Рияд можно: национальную компанию Saudi Aramco готовят к IPO (первичному акционированию), и сейчас нужно показать ее максимальную производительность и доходность. Но для России повышение ее квоты не столь актуально: к сделке ОПЕК+ наша страна пришла на историческом максимуме нефтедобычи, что позволило безболезненно войти в сделку. Саудовская Аравия же была на своем стандартном уровне, и теперь вынуждена "ужиматься" в доходах. Отсюда упорное желание их увеличить за счет дополнительного экспорта", - отмечает специалист. 

Министр энергетики России Александр Новак и его коллега из Саудовской Аравии Халед аль-Фалех накануне обсудили возможность ослабления квот по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Об этом рассказал Новак в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018). Аль-Фалих заявлял, что ОПЕК и ее союзники рассматривают вероятность смягчения условий сделки по сокращению добычи нефти. "Страны ОПЕК+ нацелены на баланс на рынке, а не на избыточную коррекцию, и Саудовская Аравия, и Россия планируют провести еще, по крайней мере, две встречи до переговоров в июне в Вене", - заявил аль-Фалих.

"Вряд ли Москва с восторгом воспринимает предложения Эр-Рияда пересмотреть условия нефтяного соглашения. Любое движение в этом направлении приведет к заголовкам в СМИ в духе "Сделка ОПЕК+ трещит по швам" или "ОПЕК повышает добычу". на это сразу отреагируют трейдеры, начав продавать фьючерсы. Логика проста: сейчас они стоят дорого, но при повышении уровня добычи вновь возникнет переизбыток предложения, а значит, по нынешней цене нужно продать как можно больше.

Такие действия приведут к резкому падению нефтяных цен на мировом рынке, что не нужно никому. Потому в вопросе перераспределения квот нужно действовать очень осторожно и поступательно. На мой взгляд, в ходе июньской встречи в Вене утверждения новых квот добычи ждать не стоит. Однако детальный анализ рынка с учетом всех факторов участники сделки проведут", - подчеркивает аналитик.

Иран, Венесуэла, США

ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тысяч приходятся на Россию. Целью соглашения стала ликвидация излишков предложения нефти на рынке, чтобы добиться рыночной стоимости сырья. Сделка стартовала с начала 2017 года и уже дважды продлевалась, последний раз - до конца 2018 года. Уже в день подписания соглашения цена барреля начала расти. 

В апреле президент США Дональд Трамп заявил, что ОПЕК искусственно завышает цены на нефть. Он добавил, что действия организации являются неприемлемыми. А в начале мая Трамп сообщил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, что привело к росту мировых цен на нефть. В итоге 17 мая баррель Brent впервые с 2014 года превысил $80.​

"К июню все еще не будет ясна ситуация с Ираном. С одной стороны, санкции США привели к тому, что европейские компании заявляют об уходе из Ирана. С другой, Евросоюз принимает закон, который оградит бизнес ЕС от американских санкций. В итоге торговое положение Ирана быстро не прояснится, и это не даст возможность обсудить перераспределение льгот. Опять же нужно выяснять, готова ли отказаться Венесуэла от своей неиспользуемой части квот.

Кроме того, перераспределение квот Венесуэлы и Ирана вызовут у последнего яростный протест – Тегеран и Эр-Рияд давно "в контрах", и посягательство на свои интересы Иран воспримет как личную обиду. Делить квоты Венесуэлы и Ирана одновременно гораздо удобнее – это создает ощущение справедливости общего процесса в рамках сделки, это более мягкий вариант.

Потому в июне мы изменения условий соглашения ОПЕК+, на мой взгляд, не увидим – будут лишь заявления, что участники рассматривают этот вопрос. В лучшем случае, если ситуацию с Ираном все же удастся четко обозначить, перераспределение квот произойдет в августе", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики