Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неправильный компромисс: Киев обвинил Брюссель в коррупции из-за «Газпрома»

Неправильный компромисс: Киев обвинил Брюссель в коррупции из-за «Газпрома»

После того, как Еврокомиссия закрыла антимонопольное расследование против «Газпрома», Киев обвинил Брюссель в коррупции. «Еврокомиссия решила не штрафовать „Газпром“, подписав с ним мировое соглашение. И это после скандала с фактами, что в ЕС закрывали глаза на кричащие нарушения со стороны российского монополиста! Я вижу, антикоррупционный суд нужен не только Киеву, но и Брюсселю», — такое заявление главы украинской делегации в ПАСЕ и народного депутата Украины Владимира Арьева опубликовали на официальной странице Верховной Рады Украины в Twitter.

Под кричащими нарушениями вице-президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы подразумевает апрельскую публикацию в британской The Telegraph. В издании якобы получили закрытый доклад Директората по вопросам конкуренции Еврокомиссии от 2015 года, в котором говорилось о том, что «Газпром» целенаправленно диктовал несправедливые цены и использовал свое доминирующее положение в отношении стран Восточной Европы. При этом, как говорилось якобы в документах Еврокомиссии, обещания «Газпрома» мало исполняются. Тем не менее, ЕК все равно планировала заключить мировое соглашение с российским холдингом.

Вчера же Еврокомиссия опубликовала решение по длившемуся шесть лет разбирательству. Брюссель не стал накладывать на «Газпром» штраф в 10% от годовой выручки, но установил строгие требования к экспортным поставкам российского газа в Прибалтику, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Болгарию. Они совпадают с тем, что в прошлом году предложили в самой монополии. Так, компаниям стран разрешаются своповые поставки газа, не ограничивается транспортировка газа между странами и они могут требовать пересмотра цен по долгосрочным контрактам с привязкой к котировкам на хабах TTF и NCG раз в два года. Все споры при этом решаются в арбитражном суде на территории ЕС.

Еврокомиссар по конкуренции ЕК Маргрет Вестагер заявила, что в случае невыполнения своих обязательств «Газпром» ожидает штраф в 10% выручки — более $ 10 млрд по результатам прошлого года. «О странах, о которых мы говорим — там „Газпром“ по-прежнему является доминирующим игроком. Вы можете доминировать на европейском рынке, но вы не можете злоупотреблять своим доминирующим положением», — сказала еврокомиссар.

Эсперты считают, что в решении ЕК по «Газпрому» нет выигравших и проигравших и уж тем более коррупции.

«В Еврокомиссии прекрасно понимали, что с юридической точки зрения у них слабая аргументационная база для признания „Газпрома“ виновным в нарушении антимонопольного законодательства и наложения штрафа. Если бы они вопреки этому пониманию попытались оштрафовать компанию, это привело бы длительному судебному разбирательству с негативным прогнозом для ЕК», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его словам, решение было взаимоприемлемым. «Комиссия сохранила лицо и получила небольшие уступки со стороны „Газпрома“, прежде всего, в возможности своповых операций для клиентов в Восточной Европе. „Газпрому“ же не нужно судиться для отстаивания собственных интересов и можно развивать конструктивное сотрудничество на ключевом рынке сбыта», — говорит эксперт. 

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко считает, что сенсации в решении Еврокомиссии нет, так как большинство предложений уже обговаривались ранее и были приняты «Газпромом». «Итоговое решение позитивно — оно закрывает дело без наложения штрафов. Недаром Литва уже осудила решение ЕК и заявила о намерении его обжаловать. Что касается принятых решений, то они отражают логику развития европейского газового рынка», — Александр Собко отмечает, что основная часть решений касается стран Центральной и Восточной Европы, где либерализация газового рынка протекает намного медленнее, чем в странах северо-западной Европы: «В результате, хабовое ценообразование там применялось в ограниченных объёмах. Какие цены окажутся выгоднее — с „нефтяной“ привязкой (как до недавнего времени продавал в эти страны „Газпром“) или „хабовой“ зависит, в частности, от цены на нефть. Но сейчас цены на нефть высокие и можно ожидать, что эти страны выиграют от пересмотра ценовой привязки в контрактах».

Пока, как заметил замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, спотовые цены на газ выше контрактных и странам Восточной Европы выгоднее покупать по действующим ценам.

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко отмечает, что согласие «Газпрома» играть по новым правилам приведёт и к тому, что потребители, которые теперь будут получать российское топливо по цене с привязкой к газовым хабам, перестанут быть заинтересованными в диверсификации поставок со стороны других источников, в частности СПГ. «Тем более, что географически эти рынки оптимальны для поставок именно российского газа для обоих сторон», — отметил эксперт. Он полагает, что решения Еврокомиссии удачно и для покупателей, которые, в любом случае, чувствуют, что их ценообразование соответствует общеевропейским нормам, и для «Газпрома», который в таком случае сохранит эти рынки на длительную перспективу.

Неудовольствие решением Еврокомиссии успели уже выразить в Польше. Заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шиманьский заявил, что в Варшаве разочарованы. Во время антимонопольного расследования Польша требовала, чтобы «Газпром» не просто заплатил штраф, а согласился на дополнительные уступки: клиенты российской компании должны были получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен был снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС. Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии. «Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — сказал тогда EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Впрочем, как уже сообщало EADaily, недовольство Польшей действующим положением с поставками российского газа не помешали стране увеличить в этом году закупку именно «голубого топлива» из России. За первые три месяца этого года рост поставок превысил как увеличение импорта газа из европейских стран, так и СПГ из Катара. Сжиженный газ из США при этом Польша в первом квартале этого года не закупала вообще.

Источник: EADaily, 25.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики