Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Брюссель снял с России обвинения в завышении цен на газ

Брюссель снял с России обвинения в завышении цен на газ

Европа дала «Газпрому» антимонопольную визу

Еврокомиссия не стала предъявлять «Газпрому» штраф за якобы необоснованно завышенную стоимость поставляемого на экспорт сырья. Эти обвинения еще в 2012 году выдвинул ряд стран ЕС, заявивших, что российская компания спекулирует своим монопольным положением на рынке Старого Света и продает «голубое топливо» до 40% дороже его биржевой стоимости. Еврокомиссия настояла на мировом соглашении с «Газпромом». Однако газовому гиганту не стоит расслабляться — ему предстоит пересмотреть свою ценовую экспортную политику, либо в следующий раз при возникновении подозрений аналогичного характера ЕС наложит на него штраф до $7 млрд.

Обязательства «Газпрома» останутся действительными в течение восьми лет. Они включают согласие российской компании на свободную перепродажу своего газа между странами ЕС, введение механизмов коррекции стоимости топлива для стран Центральной и Восточной Европы, чтобы они «соответствовали уровню рыночных цен». Соглашение учитывает котировки сжиженного газа (СПГ), который также закупают европейские потребители. 

Таким образом был урегулирован спор «Газпрома» с рядом покупателей российского газа в Европе, который продолжался с 2012 года. Тогда восемь стран ЕС (Венгрия, Болгария, Чехия, Польша, Словакия и республики Прибалтики) обвинили российскую монополию в стяжательстве — попытке искусственно регулировать цены на «голубое топливо», поставляемое на разные рынки государств Евросоюза. Как утверждали истцы, разница в ценах «Газпрома» для соседних стран ЕС, которым поставляется сырье по одним и тем же трубопроводам (то есть, транспортные затраты одинаковы), может доходить до 40%.

Еврокомиссия (ЕК) начала расследование и подтвердила, что ряду стран Евросоюза «Газпром» выставлял более высокие цены, чем другим участникам общего европейского рынка. В 2015 году ЕК предъявила российской компании претензии за злоупотребление доминирующим положением на рынках газа Центральной и Восточной Европы и установлении несправедливых цен. Тогда же начались технические консультации между еврокомиссарами и представителями «Газпрома» по этому делу.

К настоящему моменту, по словам еврокомиссара по конкуренции Маргрете Вестагер, «Газпром» устранил препятствия, созданные «на пути свободного потока газа», вместе с тем решение ЕК обеспечило «индивидуальный свод правил для будущего поведения» российской компании.

Эти правила подразумевают следующее. В течение следующих восьми лет Брюссель будет с повышенным вниманием относиться к ценовой политике «Газпрома», которую российская компания диктует на европейском рынке. Покупатели «голубого топлива» в течение четырех месяцев получают право обсуждать с «Газпромом» и даже пересматривать цены на газ. Для оценки конкурентного уровня стоимости топлива в каждом конкретном случае может быть привлечен независимый внешний агент.

Кроме того, российская компания обязалась не возражать свободной перепродаже газа между странами ЕС и скорректировать цены на газ для стран Центральной и Восточной Европы. При этом следует учесть, что ряд европейских регионов покупают топливо, экспортируемое из России по трубопроводам, но и сжиженное сырье, транспортируемое танкерами по морю другими добывающими государствами.

В решении ЕК есть своя логика. Действительно, «Газпром» нередко, пользуясь ростом нефтяных цен, к которым привязаны газовые котировки, пересматривает стоимость реализуемого «голубого топлива». В частности, как отмечает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в январе этого года средняя стоимость российского газа в Европе составляла около $193 за тысячу кубометров, а в феврале уже превысили $222. Есть контракты, цена в которых доходит до $270.

Теперь такое лавирование Брюссель намерен пресекать. «Если «Газпром» нарушит любое из обязательств, то Еврокомиссия может наложить штраф до 10% мирового оборота компании без необходимости вновь доказывать нарушение европейских правил», — подчеркнула Вестагер. Учитывая, что совокупная выручка «Газпрома» по итогам 2017 года составила примерно 4,4 трлн рублей (около $70 млрд по текущему курсу), то сумма подобных претензий может составить $7 млрд.

Как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, по отношению к «Газпрому» выдвинуты довольно жесткие требования. Фактически, на ценообразование компании наложен контроль со стороны третьего участника — Евросоюза. То есть, любая страна, которая будет спорить с российской компанией по поводу стоимости «голубого топлива», сможет пожаловаться в Еврокомиссию и добиться штрафа «Газпрома» на миллиарды долларов. «Вместе с тем, в решении Брюсселя остается много неясностей. В частности, как будут распределяться средства от штрафных санкций в отношении «Газпрома». Каждая из стран, заявивших о ценовой дискриминации со стороны российской компании, будет настаивать на более крупной доле, нежели у других участников спора. Это приведет к трениями внутри Евросоюза, особенно на энергетическом рынке. Впрочем, следует подождать еще 120 дней — это срок, который Еврокомиссия дает покупателям газа для обжалования его стоимости. К середине осени, когда это время истечет, станет понятно, насколько критична для «Газпрома» нынешняя позиция Брюсселя», — отмечает эксперт. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 25.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики