Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Набукко» — трубу решили построить, осталось найти газ

«Набукко» — трубу решили построить, осталось найти газ

В Анкаре состоялось подписание межправительственного Соглашения о реализации проекта газопровода «Набукко». Церемония была обставлена пышно и сопровождалась прочувствованными речами. Турецкие СМИ, рассказывая об этом, выражают недоумение: им непонятно, кто будет платить за экономически небесспорный проект, а главное – откуда возьмется для него газ.

Проект «Набукко» оценивается в 8 миллиардов долларов и предполагает транспортировку природного газа в Центральную Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и Румынию. Он рассчитан на ежегодную транспортировку 31 миллиарда кубометров газа. Пока, однако, отсутствуют конкретные договоренности о том, чьим газом, в каких объемах и в какие сроки будет заполняться будущий газопровод, а также об источниках финансирования строительства. Это заметно отличает проект «Набукко» от российского «Южного потока», для которого с самого начала имеются в необходимых объемах и газ, и финансирование. Вот как прокомментировал подписание Соглашения в интервью «Голосу России» специалист по энергетическим вопросам, обозреватель иранского информационного агентства ИРНА Садык Челеби, более 20 лет работающий в Турции.

«Во-первых, просматривается стремление изолировать Россию и Иран, а также не учитывать их мнение при реализации региональных энергетических проектов. Во-вторых, налицо комичная ситуация: газа нет, а о строительстве для него трубопровода подписывают соглашение. Нет и конкретных договоренностей об источниках финансирования данного проекта. Кто будет вкладывать такие огромные инвестиции в проект, экономическая целесообразность которого сомнительна. Конечно, здесь преобладают политические соображения, и подписание Соглашения больше смахивает на политическое шоу».

Российские эксперты комичности в ситуации с «Набукко» не подчеркивают, а просто анализируют цифры. Генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов объясняет:

«Весь газ из Туркмении сегодня уже попадает на рынок Европы. Допустим, Туркмения увеличит добычу, но не забывайте, что она в следующем году пустит газопровод в Китай мощностью 40 млрд кубов. Не может же она увеличить в короткий срок добычу на 150 млрд кубов. Сама Туркмения, конечно, говорит, что может, но когда у нее это не получится, будет уже поздно».

Директор Института нефти и газа Анатолий Дмитриевский считает, что в самой идее диверсификации поставок и строительстве нового газопровода нет ничего неправильного, но заранее сочувствует «Набукко»:

«Газопровод «Набукко» не только создает конкуренцию для российского газа или норвежского, или алжирского, но и сам вступает в конкурентную среду. При конкуренции цена на газ снижается, а для газопровода, который только начинает действовать и которому надо окупать затраты на строительство, это не совсем комфортная ситуация».
5 лет назад, когда «Набукко» задумывался, был расчет наполнить его иранским газом. При нынешних отношениях Запада с Ираном на это, безусловно, рассчитывать не приходится.

Автор: Алексей Черниченко

Источник: Голос России, 14.07.2009

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики