Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

"Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает

Владимир Путин велел завершить наконец налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он был начат в 2015-м, должен был быть закончен еще в прошлом году, но реформа забуксовала из-за противостояния нефтяников и Минфина.

Sobesednik.ru писал, что цены на бензин в России выросли за неделю почти на рубль. Кому принесут выгоду затеянные изменения, обсуждаем с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым:

— Бензин подешевеет в итоге?

— Скорее подорожает. Если, конечно, власти ничего другого не предпримут, чтобы компенсировать его цену.

Смысл налогового маневра — наполнить бюджет. По сути есть две точки, где государство забирает деньги с нефтянки: когда нефть достали из-под земли (налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ) и когда сырую нефть вывозят за рубеж (экспортные пошлины). Другая половина добытой нефти перерабатывается на российских НПЗ, для которых сырье — дешевое. Значит, можно сделать и дешевое топливо внутри страны.

— Не такое уж оно и дешевое...

— Это связано с тем, что мы приняли модель, когда компания должна иметь равнодоходность — что на внутреннем, что на внешнем рынке. Большой вопрос, почему мы вообще должны были принимать такую модель: у нас нефти много, а у Франции, скажем, ее нет. Так почему у нас должно быть одинаково?

Мы сейчас по добыче на первом месте, Саудовская Аравия — на втором, американцы — на третьем, через несколько лет собираются выйти на первое. Так что здесь еще и большой вопрос к политике нашего государства по обеспечению внутреннего рынка энергоресурсами вообще (и газом, и нефтью). Но это уже другая тема.

— Так чем же налоговый маневр ухудшит ситуацию?

— Он предполагает постепенное сокращение экспортной пошлины. Нас все время к этому подталкивает еще и ВТО: раз Россия вступила туда, значит, не должно быть торговых барьеров. А вся нагрузка ляжет на скважину: НДПИ планируют повысить (налоги-то в ВТО не запрещены). Таким образом для нефтяников нефть станет дорогой. В итоге в бюджет поступит больше денег, но нефтяники перенесут эту нагрузку в стоимость конечного продукта — в топливо. 

А модель, когда у нас есть и НДПИ, и экспортная пошлина, позволяет внутри страны делать цены на топливо меньше, чем за рубежом. Тем самым власти стимулировали компании, чтобы они развивали здесь переработку, строили современные НПЗ, проводили техническое перевооружение и продавали продукты здесь. Сейчас, повторяю, сделан выбор в пользу наполнения бюджета.

— Так ли уж велика эта прибавка? Стоит ли овчинка выделки?

— Государство, бесспорно, получит гораздо больше, чем сейчас. Считайте: оно брало НДПИ с 547 млн т нефти (столько добыли в 2017-м), а экспортную пошлину — лишь с половины этого объема, то есть примерно с 250 млн тонн. При новой схеме в бюджет пойдут налоги со всех 547 млн тонн.

— Но ведь акцизы обещают снизить. Это не уравновесит?

— Немного. Но эти сборы шли в региональные бюджеты. То есть регионы лишатся этих поступлений (а на них строятся дороги), и надо будет им переводить деньги из федерального бюджета.

К тому же понижают акцизы пока только на полгода: в начале 2018-го бензин существенно подорожал, и сразу — рост недовольства среди россиян, вопросы, почему это происходит... Власти пошли на то, чтобы снизить акцизы. Что будет дальше, непонятно: будут ли вводить отрицательные пошлины, чтобы топливо для россиян стоило меньше, чем за рубежом? Общий фон такой: налоговый маневр государство будет все же заканчивать, все перекладывать на скважину. Значит, нефть подорожает, бензин подорожает...

— Но если все убытки компании переложат на нас, потребителей, почему нефтяники так противились этому налоговому маневру?

— У каждого — своя задача. У Минфина — наполнить бюджет (и в идеале, как шутят, ничего никому из него не давать). Нефтяникам же прежняя система была выгоднее, чем сейчас, когда они будут гораздо больше налогов отдавать в виде НДПИ, при этом цену на внутреннем рынке им поднимать если и разрешат, то ненамного. Следовательно, рентабельность их работы станет значительно меньше. То есть маневр бьет по экономике их компаний. Раньше, даже работая на внутреннем рынке, они брали прибыль. Теперь получается перераспределение этой прибыли — часть этих денег они так или иначе передадут в бюджет.

— Выходит, всем придется затянуть пояса?

— Не все так уж однозначно: люди видят цену на заправке, и все. Начинают возмущаться. А компенсацию они никогда не видят, да и не хотят ее видеть. Между тем она есть. Ведь ситуация-то сложнее, чем просто рост цен на бензин. Они не хотят видеть, что бюджет таким образом наполнится больше. А из него они получают социальные услуги, бюджетники — зарплату, которая медленно, но все же повышается. А раз она повышается, их жизнь становится чуть лучше... 

Автор: Елена Скворцова

Источник: Собеседник, 29.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики