Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена вопроса: Казахстан хочет "выехать" на своем бензине за счет российского

Цена вопроса: Казахстан хочет "выехать" на своем бензине за счет российского

Закрытие Казахстаном своего рынка для российского бензина вызвано опасениями, что собственное сырье из-за разницы в ценах будет уходить в Россию. Сама же мера на цены на российском рынке никак не повлияет, уверен преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Казахстан может запретить ввоз на территорию страны бензина из России железнодорожным транспортом. Ограничение могут ввести на три месяца.  

Приказ о запрете издал министр энергетики Канат Бозумбаев. В Евразийскую экономическую комиссию будет направлено по этому случаю уведомление, сам приказ вступит в силу спустя 10 дней после официальной публикации, пишет местное издание Nur.

Решение же будет принято 6 июня после публичных обсуждений.

Ранее, в апреле, Бозумбаев говорил о том, что в Казахстане наблюдается избыток автомобильного топлива. 

В мае министр, комментируя разницу в ценах в России и в Казахстане ("Там - в России - цена в какой-то степени выше"), отмечал, что "цены должны рынком колебаться, они все время должны быть на грани, чтобы выгодно было продавать здесь и чтобы он не ушел в Россию".

"И в то же время чтобы российский бензин тоже мог сюда заходить и чтобы была конкуренция", - добавил глава ведомства. 

Казахстан боится перетоков

Казахстан провел модернизацию своих НПЗ и планирует загрузить, чтобы именно оттуда шел на рынок бензин и дизель, говорит Игорь Юшков. Действительно, это частичное закрытие рынка - чтобы к ним не поступал российский бензин и и не конкурировал с этими модернизированными предприятиями. Присутствие российского топлива с учетом избытка собственного даст серьезные излишки, что повышает риски.

"Соблазн отправить казахстанский бензин в Россию - из-за разницы цен - велик, все поставщики, конечно, хотят заработать, и если это случится, в Казахстане возникнет дефицит, и вплоть до того, пока у нас не установится паритет по ценам, будут иметь место такие перетоки. Казахи и пытаются по этой причине закрыться от российского рынка", - пояснил эксперт.

Вопрос в том, насколько Казахстан может делать так с формальной точки зрения - у нас все-таки ЕАЭС, открытое, единое движение товаров и услуг, и, по идее, и должен быть нормальный переток. При этом ясно, что все в любом случае защищают свои рынки, отметил Юшков.

Нынешнее возможное закрытие казахстанского рынка он считает на самом деле временным: "В июле у нас должны быть введены понижающие акцизы на топливо, цены могут снизиться, и Казахстану будет нечего опасаться. Думаю, заявленные ими три месяца - как раз срок, за который они рассчитывают, что ситуация выправится". 

Решение Астаны на внутренние цены в России, конечно, не повлияет, добавил Игорь Юшков

Внятная модель сдерживания

Что до самого роста цен на российском рынке, имеющего место в последнее время, на есть очевидные причины. Главная - отсутствие внятной модели сдерживания цен. 

"В долгосрочной перспективе нефть все равно будет дорожать. На ПМЭФ нам объявили, что будет закончен налоговый маневр в нефтяной отрасли. Нагрузка с экспортной пошлины будет переходить на НДПИ, на скважины, а значит, нефть как сырье для российских НПЗ будет дорожать. Пока государство в долгосрочной перспективе не выработает некую модель сдерживания цен на рынке, будет сохраняться тренд к подорожанию топлива на внутреннем рынке и такими пожарными методами, как текущее снижение акцизов, можно будет затушить лишь всплески", - указал эксперт.  

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 30.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики