Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «“Нафтогаз” все бросает на борьбу с “Северным потоком-2”»

«“Нафтогаз” все бросает на борьбу с “Северным потоком-2”»

Константин Симонов — о принудительном взыскании активов «Газпрома»

«Газпром» подтвердил информацию о попытках «Нафтогаза» взыскать с российской компании $2,6 млрд в Швейцарии. Однако концерн пока не получал никаких официальных уведомлений в рамках этой процедуры, поэтому подробные комментарии будут позже, отмечается в пресс-релизе российской компании. Ранее о принудительном взыскании денег с российской компании сообщил президент Украины Петр Порошенко. Ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко прокомментировал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Как следует расценивать происходящее?

— Очевидно, что «Нафтогаз» переходит в наступление, причем цель даже не «Газпром» и не эти деньги, цель очевидная – это «Северный поток-2», вокруг которого сейчас и ведется борьба, война. Это, наверное, одна из основных сейчас тем в мировой энергополитике. Почему я говорю о том, что речь идет именно про «Северный поток-2»?

Газпром», в общем-то, не отказывался платить эти деньги, но «Газпром» обратился с апелляционным иском и дожидается решения по своей апелляции.

Это тоже шумная история. «Газпром» представил лингвистическую экспертизу, апеллируя к тому, что, на его взгляд, решение судей было подготовлено внешней инстанцией — они его просто огласили, но не сами принимали. И «Газпром» пытается это доказать. Но надо дождаться, соответственно, решения апелляции. Если «Газпрому» будет отказано — я не исключаю, что так и будет, — тогда уже встанет вопрос об этих выплатах, это нормальная процедура. Кстати, обратите внимание: «Нафтогаз», когда проиграл первый иск, тоже ничего не платил. Он говорил: мы дождемся второго иска — вдруг выиграем. И выиграл. Но никто не ходил в суды и не требовал заплатить прямо на следующий день. Там есть штрафные пени, но пока дело находится в апелляционной инстанции, «Нафтогаз» не может заниматься принудительным взысканием собственности и прекрасно это понимает.

— Но ведь занимается эти не сам «Нафтогаз», не украинский чиновники или сотрудники компании, а швейцарцы.

— Пока там ни о каком аресте имущества не идет. Сейчас просто решается вопрос о выдаче разрешения по «Северному потоку-2» со стороны Дании и Швеции. И Украина пытается сгенерировать максимальное количество негативных поводов, все бросает на борьбу с «Северным потоком-2».

— Получается, что швейцарские судебные приставы в доле?

— Не то чтобы они в доле.

Представьте: есть «Газпром» — огромная компания, и вам нужно с этой компании взыскать $2,6 млрд, что вы будете делать? Вы пойдете в дочернюю структуру «Газпрома», которая находится в швейцарском Цуге, где стоит пять столов и пять компьютеров, и попытайтесь там найти 2,6 млрд? Нет, конечно.

Вы попробуете арестовать газ в трубе, экспортную выручку «Газпрома» — ведь так надо действовать, если действительно ищете деньги. Но если вы не ищете деньги, а боретесь с «Северным потоком-2», вы должны действительно пойти в офис «Северного потока-2» и попытаться любым способом блокировать его работу — потребовать ареста счетов и так далее. Совершенно очевидно, что в цугском офисе Nord Stream 2 AG вы денег этих просто не найдете. И в «Нафтогазе» это прекрасно понимают. Поэтому их задача — не деньги эти получить, а любой ценой остановить развитие «Северного потока-2». И, соответственно, один из вариантов –заблокировать деятельность фирмы, попытаться наложить арест на ее счета. На этих счетах, кстати, есть деньги.

— Но через офис в Цуге вряд ли тоже получится это сделать. С вашей точки зрения, будет ли продолжение этих хождений по офисам?

— Хождения будут, но я уверен, что никаких блокировочных решений – ареста счетов, ареста собственности — не будет. Кстати, недавно мировой закончился иск Европейской комиссии, хотя в свое время тоже обещали гигантские штрафы, арест. Еврокомиссия ходила с обысками по всем офисам «Газпрома», но в итоге после многолетних разбирательств признала, что никакого даже штрафа с «Газпрома» брать не будет. Поэтому будет очень много шума, скандала, но, конечно, до блокировки счетов Nord Stream 2 AG, уж тем более до ареста акций Nord Stream 1 и Nord Stream 2 дело точно не дойдет. 

Источник: Коммерсантъ FM, 30.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики