Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Цены на бензин останавливают. Ненадолго?

Нефтяные компании пообещали правительству остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Вице-премьер Дмитрий Козак в ответ на заседании с ними сообщил о снижении акцизов до 1 июля. Эксперты полагают, что рост цен на бензин остановится и при давлении властей они могут даже немного снизиться. Однако продолжение налогового маневра правительства и отсутствие защитного механизма говорят о том, что в дальнейшем цены на топливо в России будут расти, считают они.

По данным информационно-аналитического центра «Кортес», средняя цена бензина марки АИ-95 в России подросла до 43,6 рублей. В июне прошлого года, по данным Росстата, она составляла 39,9 рублей. Основной скачок произошел в последнее время, поэтому вызвал шум на рынке. В Росстате сообщили, что по сравнению с мартом оптовая стоимость бензина в апреле выросла на 13%.

«Причин подорожания бензина несколько, — говорит глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. — Первая — рост мировых цен на нефть. Компании все равно рассчитывают внутренние цены по системе net-back и нефтяные котировки давят на стоимость. Вторая причина — акцизы, которые правительство повысило опережающими темпами». Эксперт отмечает, что власти сделали это еще в начале года, перед выборами. «Однако на цены на бензин сработал сдерживающий фактор, который в апреле исчез. Поэтому в последние месяцы мы и увидели, как на цену повлияли все причины сразу», — говорит Марсель Салихов.

Также аналитики замечают, что курс рубля не укрепляется вместе с ростом стоимости нефти, что также влияет на стоимость бензина. «На цену бензина влияет курс рубля, который уже не так зависит от цены на нефть. В последние годы на него влияли и другие факторы. Например, приток инвестиций в страну. Санкции привели к их оттоку. Поэтому курс рубля не укреплялся пропорционально росту цены на нефть, которая по-прежнему является фундаментальной величиной для российской валюты», — объясняет Марсель Салихов.

Сегодня бензин и дизельное топливо стоят дороже, чем в России, даже в небогатой Украине. Например, сегодня средняя цена бензина АИ-95 на украинских АЗС составляла 72 рубля. Поэтому часть экспертов заявила, что причиной роста цен на нефть стало и увеличение экспорта топлива из России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) даже предупредила «Роснефть» по поводу снижения объемов продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке и обязала обеспечить их устойчивую поставку в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России, сообщал «Интерфакс». По данным Росстата, по сравнению с первым кварталом прошлого года экспорт бензина январе-марте вырос на 13,5%, а дизельного топлива — на 2,9%.

«Нынешний дефицит имеет системные причины, о которых компания предупреждала еще два года назад. Налоговый маневр создал систему, которая стимулирует экспорт сырья при снижении производства нефтепродуктов. На это накладывается рост налоговой нагрузки: акцизы только за этот год выросли на 7%, а налоговая составляющая в цене составляет 70%», — заявил RNS официальный представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. 

По словам Марселя Салихова, налоги в каждом литре бензина занимают сегодня больше 20 рублей. «8 рублей — акциз, 6 рублей — НДС, 5−6 рублей — НДПИ, плюс дополнительные налоги», — объясняет он.

В любом случае, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков, у правительства нет сегодня защитных механизмов против роста цен на бензин, власти не могут регулировать их и кардинально не готовы поступаться налоговыми поступлениями. Поэтому, если нефть не будет дешеветь, в дальнейшем россиянам надо готовиться к подорожанию топлива.

«С одной стороны, в правительстве заявили о понижающих акцизах. С другой, они будут действовать полгода и на Петербургском международном экономическом форуме объявили, что налоговый маневр будет продолжаться. То есть к 2024 году правительство планирует отменить экспортные пошлины на нефть и вся налоговая нагрузка ляжет на „скважину“ в виде увеличения НДПИ, — говорит эксперт. — Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выравняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят».

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов также считает, что, скорее всего, цены на бензин будут расти в долгосрочной перспективе. «Сейчас же снижение акцизов остановит рост цен, но вряд ли их снизит. Уже сейчас независимые переработчики работают в убыток и облегчение налоговой нагрузки позволит удержать цены лишь на нынешнем уровне», — говорит Марсель Салихов.

«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру», — заявил президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. В письме к вице-премьеру Дмитрию Козаку, опубликованном на сайте РТС, он написал, что для снижения цен на моторное топливо и исключения дальнейшего роста розничных цен необходимо срочно снизить экспортный паритет и увеличить объемы поставок моторного топлива на внутренний рынок и биржу.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что цены на бензин могут снизиться после прямой линии с президентом России, которая состоится 7 июня. «Если нефтяники согласятся пойти на снижение сейчас, то признают, таким образом, что завышали цены. Если же они это сделают после заявления главы государства, то тогда они смогут объяснить свой поступок социальной ответственностью», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 31.05.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики