Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бегущие из Украины атомщики для России стали страшнее ядерной войны

Бегущие из Украины атомщики для России стали страшнее ядерной войны

К чему приведёт острая нехватка специалистов на «назалежных» АЭС

Массовый отток кадров с украинских атомных электростанций стал одной из ключевых проблем отрасли. Об этом сообщила депутат Верховной рады Виктория Войцицкая:

«Один из ключевых вызовов, по словам руководителей, массовое увольнение кадров: от водителей тепловозов, монтажников, экскаваторщиков, инженеров управления реакторами и другого высокотехнологичного и профессионального персонала», — написала парламентарий.

По ее словам, сотрудники предприятий уезжают работать в Россию, Белоруссию и Турцию. Причиной подобного оттока кадров Войцицкая назвала недостаточное финансирование украинской атомной промышленности.

Источник в Росатоме косвенно подтвердил ситуацию, рассказав «Газете.Ru», что на БелАЭС работает много украинских специалистов.

На Украине действуют четыре АЭС — Запорожская, Ровенская, Южно-Украинская и Хмельницкая. Суммарно они производят более половины всей электроэнергии в стране.

Эта страна печально знаменита самой страшной ядерной катастрофой в мировой истории. Да и в 2014 году, сразу после того, как Киев заявил о желании перейти на американское ядерное топливо, малопригодное для реакторов, произведённых в СССР, напряжённое внимание к украинским АЭС выросло во всём мире.

— Атомные станции — это настолько опасные объекты, что проблемы на них не могут быть внутренним делом ни одной страны, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Я думаю, что России надо настаивать, что различные международные организации более тщательно следили за состоянием дел на украинских АЭС.

России, наверно, не стоит лезть в эту историю напрямую, чтобы не давать повода в очередной раз обвинить себя в «агрессии и вмешательстве». Наша озабоченность безопасностью украинского атома будет восприниматься, как политическое давление.

Думаю, что России надо действовать через Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Мы прекрасно помним, что после любой аварии на атомной станции, страдают соседние страны, а в целом — и весь мир. После аварии на «Фукусиме» произошло радиоактивное заражение акватории практически всего Тихого океана.

Поэтому в ситуации, когда совершенно непонятно, что творится на украинских АЭС, надо привлекать не только МАГАТЭ, но и ООН.

«СП»: — Известно, что Украина пытается перевести свои станции на ядерное топливо из США. Хотя реакторы украинских АЭС были рассчитаны на советское-российское топливо.

— Да, нам известно, что попытки делают. Но результаты никто не оглашает. Другой вопрос — собирается ли вообще Украина выводить из эксплуатации ядерные реакторы, чей срок эксплуатации подходит к концу? Информации об этом мы так же нигде не видим. 

Если она не собирается этого делать, то хотелось бы понять, как проводятся ремонтные работы, на каком основании продлевается срок эксплуатации АЭС. Вопросов очень много. Ясно, что чем старше станция, тем больше требуется средств на ремонт и профилактические работы. А современная экономика Украины находится в таком состоянии, что денег на подобную профилактику, скорей всего, не хватает. Мы видим, что даже на нормальные зарплаты специалистам на АЭС денег нет.

Думаю, что в подобной ситуации атомные объекты должны быть максимально открытыми со стороны международных специалистов. Если же выяснится, что АЭС на Украине не безопасны, тогда международное сообщество должно поставить вопрос и проконтролировать вывод их из эксплуатации. Атомная безопасность должна быть превыше политики и националистических амбиций. Потому что политические режимы приходят и уходят, а ядерное заражение не пройдёт через десятилетия и даже столетия.

«СП»: — Отток специалистов с украинских АЭС может означать, что они понимают опасность аварий и стараются уехать подальше?

— Я думаю, что первичен всё же материальный фактор. То есть люди не получают достойной зарплаты и стараются найти её в других странах. При этом, конечно, стоит задуматься о качестве атомщиков, которые остаются на Украине.

«СП»: — К тому же украинские АЭС построены в советское время, а значит, срок их эксплуатации близится к концу.

— Да, неслучайно, их всё чаще ремонтируют. Но ремонты обычно непродолжительны, поскольку капитального ремонта «незалежная» позволить себе не может. Поскольку Украина, пытаясь сэкономить газ и уголь, на полную катушку загружает свои АЭС. Они постоянно работают на пределе возможностей. А это, само собой, только приближает срок окончательной выработки их ресурса. Мы видим, что внештатные ситуации на украинских атомных станциях происходят всё чаще, но реальную ситуацию, повторяю, мы не знаем. Украина стремится минимизировать любые контакты с Россией. В том числе и с «Росатомом», который производит оборудование (так исторически сложилось со времён СССР) для украинской атомной энергетики.

К сожалению, украинская власть сегодня не смотрит вперёд на долгие десятилетия. У её представителей — психология временщиков.

«СП»: — То есть риск аварий на АЭС регулярно возрастает? Где же выход?

— Это трудно сказать, не имея конкретных данных. Возможно, что со временем выход, как это не печально для украинцев, будет найден в резком снижении потребления электроэнергии в стране. Уже сейчас закрыты многие предприятия. Украина стремительно из промышленно-аграрной превращается просто в аграрную страну.

А пока надо обращаться к МАГАТЭ с требованием участить проверки украинских АЭС. Как показывает практика, если страна что-то скрывает от МАГАТЭ, то в ней не всё ладно с атомной отраслью. Так было в Японии после аварии на «Фукусиме», что породило многочисленные домыслы. 

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 31.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики