Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кроме США: в России самый дорогой бензин среди крупных нефтедобытчиков

Кроме США: в России самый дорогой бензин среди крупных нефтедобытчиков

Бензин дорожает по всему миру. Среди крупных нефтедобывающих стран Россию по его цене опережают только США, где стоимость моторного топлива резко выросла весной вместе с ценами на нефть. Государства Персидского залива при этом уже «дышат в спину» России и впервые в истории их цены на бензин максимально приблизились к общероссийским. Налоговый маневр правительства, однако, может привести к тому, что цены на бензин в течение следующих 6 лет снова «уйдут в отрыв», сравнявшись уже с европейскими.

По данным GlobalPetrolPrices, 28 мая Россия занимала 30-е место в рейтинге стран с самым дешевым бензином ($ 0,72 или 44,9 руб за литр А-95). Дешевле всего моторное топливо стоило в Венесуэле — $ 0,01 или 60 копеек за литр по курсу Центробанка. Следом шел Иран ($ 0,28 или 17,2 рубля) и Судан ($ 0,34 или 20,9 рубля). Самый дорогой бензин продавали в Норвегии ($ 2,05 или 126,4 рубля), Гонконге ($ 2,14 или 131,9 рубля) и Исландии ($ 2,17 или 133,8 рубля).

Среди стран, которые входили в СССР, Россия уступала в мае по цене бензина Туркмении ($ 0,43 или 26,5 рубля), Казахстану ($ 0,53 или 32,7 рубля), Узбекистану ($ 0,54 или 33,3 рубля), Киргизии ($ 0,67 или 41,3 рубля) и Белоруссии ($ 0,68 или 41,9 рубля). Более дорогое моторное топливо продавали только на Украине ($ 1,13 или 69,7 рубля) и в Прибалтике (от $ 1,28 или 80 рублей).

Сегодня более дешевый, чем в России, бензин продают во всех крупных нефтедобывающих странах, кроме США. В Соединенных Штатах стоимость литра топлива на конец мая зафиксировали в $ 0,86 или 53 рубля в переводе на литры. Хотя еще год назад она была чуть-чуть дешевле российского и составляла $ 0,63 или 38,8 рубля. Как сообщало уже EADaily, США обогнали по добыче нефти Саудовскую Аравию, однако рост мировых цен на нефть привел к тому, что цены на бензин в стране побили трехлетний максимум. Свое возмущение этим выразил даже Дональд Трамп. Президент США заявил, что при рекордных запасах нефти цены на «черное золото» являются искусственно завышенными и это неприемлемо.

В странах Персидского залива цены на моторное топливо регулируются властями и они всегда были одними из самых низких. Падение стоимости нефти в последние годы, однако, ударило по бюджетам ближневосточных монархий и за последний год они серьезно пересмотрели цены на бензин и дизельное топливо. Так, министерство энергетики Объединенных Арабских Эмиратов объявило, что с 1 июня цены на бензин, например, марки А-95 составят на АЗС страны уже $ 0,69 или 42,5 рубля за литр. Хотя год назад они были на треть ниже и не превышали $ 0,50 или 30,8 рубля за литр. 

С началом лета выросли цены на моторное топливо и в Катаре. Компания Qatar Petroleum опубликовала прайс-лист, в котором сказано, что бензин Premium с 1 июня подорожает до $ 0,55 или 33,9 рубля. В июле прошлого года, как указывает издание The Peninsula, цена данной марки моторного топлива была более чем на 20% ниже.

Еще больше выросли цены на моторное топливо в Саудовской Аравии. Если до конца прошлого года бензин А-95 стоил $ 0,24 или 14,8 рубля, то с 1 января 2018 года он подорожал более чем в два раза — до $ 0,54 или 33 рублей за литр.

Таким образом, цены на бензин в странах Персидского залива, кроме Ирана, впервые в истории максимально приблизились к российским.

Напомним, что в мае цены на моторное топливо в России резко пошли вверх. Среди причин эксперты называют рост акцизов, цен на нефть, низкий курс рубля, и увеличение экспорта российского бензина. По их мнению, выборы президента в марте были сдерживающим фактором, поэтому в апреле и мае и произошел резкий скачок.

Сегодня, 1 июня, правительство снизило акцизы на моторное топливо, как и анонсировало, и обещало не повышать их с 1 июля. Взамен нефтяные компании согласились остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Глава «Роснефти» Игорь Сечин передал предложения президенту России Владимиру Путину по стабилизации цен. Главная нефтяная компания страны предлагает временно ограничить экспорт топлива, прекратить налоговый маневр и ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ.

Как отмечали EADaily эксперты, цены на бензин сейчас могут прекратить рост. Однако правительство по-прежнему планирует налоговый маневр до 2024 года, во время которого отменят экспортные пошлины на нефть, но увеличат НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Таким образом, налоговая нагрузка по нефти ляжет на «скважину» и выровняются внешние и внутренние цены на нефть. «Для России это и хорошо и плохо. Вырастут сборы налогов и это плюс для страны, где много бюджетников. Однако, цены на нефть для внутреннего и внешнего рынка выровняются, и, соответственно, должны вырасти цены на бензин внутри страны. Защитного же механизма против повышения внутренних цен в правительстве пока не выработали. По крайней мере, о нем не говорят», — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 01.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики