Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Завершение налогового маневра вызовет рост цен на бензин в РФ

Правительство России выразило согласие с планами министерства финансов завершить налоговый маневр в нефтяном секторе к 2024 году. Общие параметры этого завершения уже согласованы кабинетом министров с Минэкономразвития, Минэнерго, Минфином и ФАС. До конца недели пройдет обсуждение всех деталей темы с нефтяными компаниями и будет выработано сбалансированное решение. Об этом на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым рассказал вице-премьер Дмитрий Козак.

По данным газеты "Коммерсант", ставка экспортной пошлины, которая сейчас составляет 30%, к 2024 году снизится до нуля. При этом произойдет повышение НДПИ на нефть. Бюджет в результате завершения налогового маневра в первый год может дополнительно получить около 80 миллиардов рублей. Затем эта цифра, как предполагается, будет ежегодно увеличиваться на 75–79 миллиардов. В конце 2024 года она может составить 470 миллиардов рублей. Общие дополнительные поступления в бюджет Минфин оценивает в 1,6 триллиона рублей. При этом потери нефтяного сектора составят 597 миллиардов. "Роснефть", по оценкам "Коммерсанта", может выплатить 112 миллиардов, "Новатэк" – 87,5, "Лукойл" – 48, "Газпром нефть" – 41,3, New Stream – 67, "Сургутнефтегаз"– 5,3 миллиарда рублей. Потери небольших нефтеперерабатывающих предприятий в результате завершения налогового маневра могут составить примерно 205 миллиардов рублей. 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аналитики компании "Атон" полагают, что результатом налогового маневра стало снижение рентабельности нефтепереработки и увеличение негативного эффекта от падения цен на нефть в 2014 и 2015 годах. Чтобы сгладить дополнительное давление на динамику финансовых показателей сегмента нефтепереработки, которое вызовет отмена экспортной пошлины, потребуются меры поддержки. Таковыми могут стать отрицательные ставки акцизов, уже применяемые в российской нефтехимической промышленности. 

В "Атоне" новость оценили нейтрально, сославшись на отсутствие конкретной информации о принципах завершения налогового маневра, необходимой для расчета прибыли нефтяных компаний. Аналитики отметили важность решения проблемы давления на рентабельность переработки.

Аналитики "ВТБ Капитала" считают, что отмена экспортной пошлины и повышение НДПИ к 2024 году может принести в бюджет 3,6 триллиона рублей в течение шести лет при текущем обменном курсе российской валюты и цене на нефть в 50 долларов за баррель. Доходы бюджета могут составить 173 миллиарда рублей в первый год и около одного триллиона спустя шесть лет. При этом прогноз не учитывает отрицательных акцизов, о механизме работы и сроках введения которых пока ничего не известно. 

Завершение налогового маневра, по мнению экспертов "ВТБ Капитала", может в итоге оказать негативное воздействие на отрасль. Позднее тяжесть финансирования изменений в налогообложении ляжет на потребителей и промышленные предприятия, но сделать это сразу в полном объеме нефтяные компании не могут.

В "ВТБ Капитале" затруднились дать оценку дополнительной налоговой нагрузке на предприятия, но отметили, что при указанных "Коммерсантом" параметрах, а также учитывая текущий курс российской валюты и форму фьючерсной кривой нефти, негативный эффект на EBITDA компаний в 2019–2024 годах может быть оказаться таким: 0,9% – для "Роснефти", 5,5% – для "Новатэка", 0,6% – для "Лукойла", 1,0% – для "Газпром нефти" и 0,2% – для "Сургутнефтегаза".

Аналитики компании пока не учитывают завершение налогового маневра при составлении своих моделей из-за предстоящей доработки его параметров.

ВМЕСТЕ С РОСТОМ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ВОЗРАСТУТ И ЗАТРАТЫ

Эксперт по нефти и газу Финансового университета Игорь Юшков считает, что цифры, указанные в прогнозе Минфина, вполне реальны. Однако кроме доходов в бюджет завершение налогового маневра неизбежно приведет и к расходам. Потребуются компенсации нефтяникам для того, чтобы не допустить резкого роста цен на продукты нефтепереработки на внутреннем рынке. Эта задача станет основной для правительства России в долгосрочной перспективе.

"Основным бенефициаром налогового маневра является государственный бюджет, который будет пополняться гораздо большими суммами. Надо наполнить бюджет, чтобы больше тратить и выполнять майские указы президента России. Но если вопрос получения дополнительных средств уже решен, то проблема компенсации роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке еще ждет своего решения. Она в настоящее время является очень актуальной", — напомнил Юшков

Он отметил, что недавний бурный рост цен на бензин и дизель в России вызвал широкий резонанс в обществе. Правительство уже пытается остановить этот процесс или снизить его скорость. Но пока не совсем понятно, как это делать. 

Эксперт напомнил, что раньше существовали два способа получения ренты государством: налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на вывоз сырой нефти. Примерно половина добычи "черного золота" перерабатывалась внутри страны. 

"Сейчас вся нагрузка ляжет на скважины – на 547 миллионов тонн добываемой нефти. Это вызовет повышение цен на сырье внутри страны для нефтеперерабатывающих заводов. Они, в свою очередь, переложат новые затраты на стоимость конечного продукта – дизель и бензин. Решение вопроса о том, как сгладить негативный эффект, является основной задачей для правительства. И она до сих пор не решена", — считает Юшков.

Таким образом, с одной стороны – бюджет получит новые деньги, с другой – вырастут его затраты. В какой-то переходный период придется компенсировать новые потери нефтяникам, для того, чтобы они не поднимали цены на свою продукцию. Основным вариантом сейчас считаются отрицательные акцизы. При этом акцизы в настоящее время должны идти в региональные дорожные фонды на строительство дорог. Если этих средств не будет, их также придется компенсировать. 

"Расходы бюджета также возрастут. И эти проблемы порождает налоговый маневр. Над их решением правительству придется думать в долгосрочной перспективе. И это не очень просто", — заключил Юшков

Автор: Александр Жирнов

Источник: ПРАЙМ, 04.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики