Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конец бензиновой лихорадки: найден вариант, способный оказать моментальный эффект на стоимость топлива в России

Конец бензиновой лихорадки: найден вариант, способный оказать моментальный эффект на стоимость топлива в России

Правительство использует различные инструменты для достижения моментального эффекта в вопросе стабилизации ситуации на топливном рынке. Принято решение снизить акцизы, удалось достичь договоренности с нефтяниками о фиксации цен на АЗС, не исключается даже повышение экспортных цен на топливо, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Повышение экспортных пошлин

Если снижение акцизов не поможет стабилизировать ситуацию на топливном рынке, то правительство готово принимать другие меры. Вице-премьер Дмитрий Козак уже поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, чтобы таким образом снизить привлекательность их экспорта.

«Скорее всего, здесь сами нефтяные компании предпочтут в ручном режиме скорректировать цены. Возможно, даже с небольшим убытком для себя, так как повышение государством экспортных цен приведет к тому, что весь объем вывозимого дизеля или бензина будет облагаться пошлиной. Убыток от такой меры для них окажется гораздо существеннее, но внутреннему рынку для стабилизации такого объема не нужно. 

Правительство здесь дает такой сигнал нефтяным компаниям, что в случае чего они готовы пойти на повышение экспортной пошлины. Сам этот сигнал очень важен, и нефтяники предпочтут добровольно сманеврировать, отправив на внутренний рынок часть тех объемов, которые сейчас идут на экспорт. На мой взгляд, такое решение должно благоприятно подействовать на стоимость топлива внутри страны», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Напомним, что за прошлую неделю, по данным Московской топливной ассоциации, цены на бензин и дизель в России выросли на 88-90 копеек. Рост не остановило даже объявленное ранее снижение акцизов на топливо. Как объяснил нам младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, розница продолжает отыгрывать тот рост, который отмечался в оптовом сегменте три недели тому назад. 

Моментальный эффект 

В то же время правительству оперативно удалось договориться с нефтяными компаниями о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. Как заявил в интервью телеканалу «Россия 1» вице-премьер Дмитрий Козак, тринадцать крупнейших нефтяных компаний страны с пониманием относятся к тому, что мы должны балансировать и учитывать интересы нашей экономики, поэтому цены будут зафиксированы по состоянию на 30 мая. Снижение акцизов на топливо также перенесут на один месяц, с 1 июля на 1 июня.

«Главная задача правительства, чтобы эффект был виден прямо сейчас, смысл договоров с нефтяниками и переноса снижения акцизов именно в этом. Необходимо показать результат до прямой линии президента с населением. На ней будет опробован новый формат общения: президент будет принимать телефонные звонки, сообщения, вопросы, и в случае необходимости перенаправлять их губернаторам и правительству.

Вопрос про цены на бензин, скорее всего, будет одним из первых, так как он беспокоит общество. И Минэнерго или вице-премьеру Козаку придется рассказать о проделанной работе на этом направлении. Нужен моментальный эффект, поэтому сейчас используются самые разные инструменты, начиная от фиксации цен на АЗС и заканчивая возможным повышением экспортных цен на топливо», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 02.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики