Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил вероятность одобрения строительства «Северного потока — 2» Данией

Эксперт оценил вероятность одобрения строительства «Северного потока — 2» Данией

Правительство Швеции выдало компании Nord Stream 2 AG, оператору строительства газопровода «Северный поток — 2», разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) страны.

Правительство Швеции выдало разрешение из-за того, что они не могли нарушить нормы международного права и обязательства по конвенциям. Они официально заявили, что, несмотря на то, что они в принципе выступают против того, чтобы российский газопровод строился, но воспрепятствовать они этому не могут из-за отсутствия юридических оснований.

Хорошо, что они не стали прибегать к надуманным антиправовым действиям политического характера и решили действовать в рамках правового поля.

«Северный поток — 2» принесет выгоду Евросоюзу, членом которого Швеция является, значит опосредованно, выгоду получит и Швеция. Хотя сама она потребляет очень мало газа, у них очень высокая доля атома и угля в энергобалансе. В свое время они не приняли решение о том, чтобы увеличить потребление газа, хотя такие дискуссии велись.

Теперь осталось получить разрешение от Дании. Тут нужно понимать, что ситуация в этой стране более сложная, чем в Швеции, и это связано с тем, что под давлением извне датский парламент принял поправки в законодательство уже в процессе рассмотрения заявки оператора «Северного потока — 2» на получение разрешения на строительство.

Поскольку газопровод будет проходить по территориальным водам Дании, ее парламент этими поправками ввел в процесс выдачи разрешения МИД, хотя это министерство, конечно, никак не может оценить ни техническую, ни экологическую сторону вопроса. Теперь же у них есть возможность отказать в строительстве газопровода в территориальных водах на основе политических факторов.

Этот законопроект вступил в силу, что на самом деле представляет собой попытку изменить правила игры задним числом, и теперь Дания может им воспользоваться и отказаться в выдаче разрешения по заявленному маршруту.

Однако у Nord Stream 2 AG есть альтернативный маршрут, который проходит через экономические воды Дании в обход территориальных. В случае отказа по политическим причинам на стройку в территориальных водах, будет подана заявка на альтернативный маршрут, где Дания уже окажется в той же ситуации, что и Швеция, и она должна будет выдать разрешение без каких-либо претензий и политических аргументов.

Самое любопытное это то, что в свое время, когда рассматривалось разрешение на строительство первого «Северного потока», именно правительство Дании и датские регуляторы просили компанию оператора выбрать маршрут через территориальные воды страны, а не через экономическую зону.

Сейчас сложно сказать, как поведет себя Дания. На нее будет оказывать давление тот факт, что она осталась последней, и ей будет трудно заблокировать проект, который реализуется в том числе при поддержке и участии Германии. С другой стороны, на Данию сейчас очень сильно давят США для того, чтобы они создавали препятствия на пути реализации проекта. Какой фактор окажется более весомым, покажет время. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель директора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: RNS, 07.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики