Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Затянуть или не затягивать: на пути «Северного потока-2» осталась Дания

Затянуть или не затягивать: на пути «Северного потока-2» осталась Дания

Дания осталась последней страной, без разрешения которой не может начаться строительство «Северного потока-2» в Балтийском море. Вчера оператор проекта Nord Stream 2 AG получил разрешение на работы в шведской экономической зоне от министерства предпринимательства и инноваций Швеции. Ранее допуск к укладке газопровода дали Германия и Финляндия.

В Стокгольме, правда, оговорились, что не в восторге от «Северного потока-2″. Министр предпринимательства и инноваций Микаэль Дамберг заявил, что у шведского правительства отрицательное отношение к проекту, но оно не может сказать „нет“ проекту», передает ТАСС. Напомним, что отказать Стокгольм мог только по причине экологической небезопасности, что сделать было крайне сложно, так как трасса газопровода пройдет вдоль уже действующего «Северного потока» и шведские власти ранее не имели возражений против строительства.

«Мы критикуем проект. Лучше было бы, если бы он не был актуален, но поскольку он соответствует международным нормам, мы в Швеции должны соблюдать правила», — заявил уже министр обороны Швеции Петер Хультквиств интервью Sveriges Radio. Он добавил, что Вооруженные силы страны усилят надзор в Балтийском море из-за строительства «Северного потока-2».

У Дании в отличие от Швеции поле для маневра более широкое. В прошлом году в Копенгагене приняли поправки в законодательство, которые позволяют отказывать в разрешении на строительство газопровода в своих территориальных водах из-за вопросов безопасности. А именно там, у острова Борнхольм, запланирован маршрут газопровода.

В ином случае оператору Nord Stream 2 AG придется менять маршрут на сугубо экономическую зону Дании, где возможен отказ только по экологическим вопросам. «Тот маршрут, о котором мы написали в первой заявке, для нас остается предпочтительным. Но, конечно, „Северный поток — 2“ — настолько крупный проект, что мы вынуждены обдумывать и альтернативные варианты на тот случай, если получим отказ от Дании. Поэтому мы изучаем маршрут к северу от Борнхольма. Мы обсуждаем это с Датским энергетическим агентством и прибегнем к этому варианту, если нам откажут», — рассказал датскому изданию Jyllands-Posten ответственный за получение разрешений в Nord Stream 2 AG Саймон Боннелл. По его словам, в случае отказа придется подавать новую заявку датским властям, чтобы переключиться на северный маршрут (в обход острова). Тем временем инженеры начнут работать над теми участками газопровода, которые расположены вблизи России и южнее датских территорий — у берегов Германии, а маршрут к северу от Борнхольма станет длиннее лишь примерно на 50 километров. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что тогда проект затянется на несколько месяцев, что не выглядит критично.

Как отмечает издание Euractiv, сегодня Копенгаген испытывает давление со всех сторон — сторонников и противников проекта. Сами датские власти уже заявляли, что предпочли бы, если судьбу газопровода решит Еврокомиссия, которая при всем желании не уполномочена на такие шаги.

Любопытно, что позавчера датская Jyllands-Posten опубликовала замечание министра обороны Дании Клауса Хьорта Фредериксена на встрече в штаб-квартире НАТО, в котором он поставил под сомнение угрозу размещения Россией шпионского оборудования на «Северном потоке-2». В мае об этом говорила заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк. «Мы проводили расследование. В разведывательных кругах это не считают реальной перспективой. Мы не видим, чтобы шпионаж играл какую-то роль», — цитирует издание главу датского оборонного ведомства. Генеральный секретарь НАТО Йенс Солтенберг при этом на вопрос Клауса Хьорта Фредериксена о его мнении якобы ответил уклончиво: «Как вы знаете, среди союзников НАТО есть разные взгляды на «Северный поток-2». 

«Дании сейчас не позавидуешь, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Перед ними стоит выбор: прогнуться под давлением США или пойти против интересов ЕС, своего ближайшего соседа и партнера (Германии), здравого смысла, правовой чистоплотности и интересов самой Дании, так как именно они просили провести маршрут „Северного потока-1“ через территориальные воды».

Эксперт полагает, что тот или иной маршрут «Северного потока-2» Дания все-таки согласует, а американские санкции против европейских компаний — более сильный инструмент. «Но их применение переведет и так уже назревающую торговую войну между США и ЕС в горячую фазу с большими политическими рисками, в том числе для Вашингтона, — говорит замдиректора ФНЭБ. — Они не очень хотят прибегать к такому инструменту, который может ударить по ним самим». Эксперт напомнил об истории 35-летней давности, когда США уже вводили санкции против Европы за газовое сотрудничество с Советским Союзом. «Такая политика потерпела полный крах и едва не развалила НАТО», — сказал Алексей Гривач.

Напомним, что ярыми противниками «Северного потока-2» выступают США, Украина и Польша. Германия, в свою очередь, поддерживает проект, но считает, что Россия должна сохранить и транзит газа через Украину. В «Газпроме» заявляли о снижении транспортировки газа через страну после 2019 года до 10−15 млрд кубометров, украинская сторона при этом заявляет, что газотранспортная система страны будет рентабельной при объемах не менее 40 млрд кубометров.

«Вы не должны нас обвинять. Даже если мы говорим о „Северном потоке-2“, мы говорим также о будущем и безопасности Украины. Вы видели, что Германия прилагает усилия по обеспечению транзита газа через Украину, для этого идут переговоры с Евросоюзом, надеюсь, они принесут результаты», — заявил президент Германии Франк-Вальтер Штанмайер во время недавнего визита на Украину и переговоров с украинским президентом. Ежегодно Украина получает от транзита газа около $ 3 млрд, а запуск обходных газопроводов снизит доходы страны более чем на две трети.

Кстати, в экспертной среде бытует мнение, что арест активов «Газпрома» в Швейцарии и Голландии может быть не просто попыткой «Нафтогаза Украины» истребовать компенсацию по решению Стокгольмского арбитража, которое «Газпром» оспаривает. Как известно, судебные приставы посетили и офисы Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. Таким образом, украинская национальная компания может пытаться использовать любую возможность, связанную с блокировкой проекта балтийского газопровода.

После того, как Швеция выдала разрешение на строительство «Северного потока-2», секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов заявил, что запад демонстрирует политику двойных стандартов. «С одной стороны, они формально говорят о продлении санкций, а с другой — помогают реализации российских экономических стратегических интересов, которые перечеркивают все наработки, которые осуществлены в последние четыре года», — приводит слова Александра Турчинова РИА «Новости».

Источник: EADaily, 08.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики