Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа не желает платить за свою энергобезопасность

Европа не желает платить за свою энергобезопасность

Очередная международная встреча по обсуждению механизма "газового" кредитования Украины – тема сегодняшнего заседания в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Эксперты уверены, что и на этот раз денег Киеву Европа не даст.

Для оплаты закупок российского газа и его бесперебойного транзита Украина запросила кредит в 4,2 млрд долларов. Как заявил на саммите ЕС в июне глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, в фондах ЕС таких средств нет. Представители ЕС и международных финансовых институтов по итогам первой встречи 29 июня сообщили, что рассчитывают изыскать "не более половины" запрошенной Украиной суммы. Но и это обещание обставлено множеством условий. Евросоюз требует от Украины масштабного реформирования газового сектора с целью повышения его прозрачности.

Между тем буквально накануне очередного брюссельского заседания еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс заявил журналистам, что не исключает нового кризиса с поставками газа через Украину уже в нынешнем августе. Однако вместо кредита для транзитера он попросил ЕС дать Еврокомиссии право создавать «мониторинговые экспертные группы быстрого реагирования» на случай прерывания поставок газа в Европу. Новая многолюдная чиновничья структура вместо денег – это, конечно, сильный ход в деле обеспечения европейской энергобезопасности.

Наш экономический эксперт Владимир Волошин считает, что вопрос украинского транзита излишне политизируется:

«В отношениях между Украиной и Евросоюзом в решении газовой проблемы очень сильно присутствует политическая компонента. Думаю, объяснить это просто: чем меньше доверия между странами, тем больше политики в решении, казалось бы, чисто экономического вопроса».

А гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов всё обставление кредита нереальными условиями, реально ведущее к новой «газовой войне», объясняет еще проще: корыстными чиновничьими играми:

«Никаких денег Евросоюз Украине не даст, и это сознательная политика Баррозу. Ему выгодна новая «газовая война», потому что это повод снова заявить, что Россия является ненадёжным поставщиком газа. У Баррозу сейчас серьёзные проблемы с переизбранием на второй срок в Европейской комиссии, и «российский фактор» будет помогать ему в этом приятном для него деле — продлении своих полномочий. Он будет изображать из себя незаменимого борца с «российской угрозой», для чего надо выдвигать невыполнимые сегодня условия для Украины, денег ей не давать и каждый день рассказывать всему миру, насколько ужасна газовая зависимость Европы от России».

Наш эксперт уверен, что в условиях начавшейся на Украине предвыборной кампании и сопровождающего ее полного политического хаоса никакие серьезные реформы газотранспортной системы совершенно невозможны. В том, что председателю Еврокомиссии это прекрасно известно, наш эксперт тоже ни секунды не сомневается.

Автор: Алексей Черниченко

Источник: Голос России, 17.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики