Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовая ОПЕК» против «энергетического НАТО»

«Газовая ОПЕК» против «энергетического НАТО»

Выиграет или проиграет Россия от создания международного альянса производителей «голубого топлива»?

В последнее время энергодиалоги России с США и ЕС оказались в явном тупике. Разрабатывая различные схемы защиты своих энергетических интересов, наши партнеры, вместе с тем, весьма болезненно воспринимают попытки России отстаивать собственные позиции. Доходит до того, что любые возникающие противоречия в энергетической сфере начинают приравнивать к «экономической агрессии». Активно муссируется идея создания так называемого энергетического НАТО, одновременно России угрожают различными «карами», если она посмеет вместе с другими газодобывающими странами сформировать «газовую ОПЕК». Насколько реальна перспектива возникновения подобной организации, и какими последствиями это может быть чревато? Данную тему редакция «Нефти России» предложила обсудить Генеральному Директору Фонда национальной энергетической безопасности Константину СИМОНОВУ; начальнику Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Татьяне МИТРОВОЙ и члену рабочей группы «Внешнеэкономическая деятельность» Российского газового общества, ведущему научному сотруднику Института экономики РАН Ирине АКИМОВОЙ.

Думское предчувствие альянса

- Российский вариант идеи «газовой ОПЕК» появился в конце октября прошлого года, когда в Государственной Думе была озвучена инициатива по созданию "альянса неправительственных организаций, который бы от имени стран СНГ служил противовесом уже сложившемуся энергосоюзу Франции и Германии", призванному заставить Россию подписать Энергетическую хартию Евросоюза и Транзитный протокол к ней.

Можно ли расценивать данный шаг как «ответ Москвы» на развернувшийся энергоконфликт между Россией и Европой и позднее примкнувшими к ней США?

Ирина Акимова: Прежде всего, хотелось бы внести некоторые уточнения. Впервые в России идея создания «газовой ОПЕК» была выдвинута еще лет 10 назад председателем Российской газовой организации (РГО) Валерием Язевым во время его встречи с тогдашним председателем «Газпрома» Рэмом Вяхиревым. Но дальнейшего развития она не получила, и о ней, казалось бы, надолго забыли.

Но вот в конце минувшего года и снова с подачи В.Язева эта тема опять стала широко обсуждаться. И вновь не обошлось без досадных ошибок. Дело в том, что ставить знак равенства между выдвинутыми РГО идеями о создании Международного альянса национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ (МАНН-ГО), и «газовой ОПЕК» все же не стоит. Членами МАННГО, по первоначальному замыслу, должны стать именно неправительственные структуры, представляющие интересы компаний газового сектора в странах постсоветского пространства, а также зарубежные отраслевые общественные организации. Параллели проводились с Европейским союзом газовой промышленности - «Еврогазом», объединяющим предприятия и федерации газовой отрасли ЕС (в основном потребителей газа) из 27 стран, а не с ОПЕК. То есть МАННГО (в случае его создания) стал бы действовать на уровне хозяйствующих субъектов, и основной его целью была бы выработка единого экспертного мнения по наиболее актуальным проблемам функционирования рынка газа, а также рекомендаций по возможным вариантам их решения. «Газовая ОПЕК» же - это организация более высокого уровня, и она, видимо, должна обеспечивать межгосударственный диалог в газовой сфере, равно как и решение стратегических вопросов отрасли в целом.

При этом я бы не стала говорить, что некоторое охлаждение отношений между Россией и Евросоюзом, связанное с известными сложностями с транзитными странами, равно как и с отказом России от подписания Договора к Энергетической Хартии в его нынешнем виде, а также осложнение диалога с США по целому ряду вопросов непосредственно повлияли на принятие решения о создании как МАННГО, так и «газовой ОПЕК».

Скорее, можно говорить об адаптации к изменяющимся условиям функционирования рынка природного газа, а оба рассмотренные нами выше альянса стали столь популярны именно в силу того, что они воспринимаются как возможные варианты подобной адаптации. Особенно если учесть, что процессы трансформации европейского газового рынка - основного потребителя российского сырья - идут уже не один год. Позиция производителей «голубого топлива» при проведении этих преобразований практически не учитывается. И речь идет не только о российском монополисте, но и о грандах европейской газовой промышленности, многие из которых также выражают недовольство проводимыми реформами.

Кстати, активное разъяснение различных аспектов энергостратегий стран-поставщиков, транзитеров и потребителей природного газа уже давно ведется соответствующими министерствами и ведомствами на межгосударственном уровне. Тем не менее, далеко не всегда возможно обсуждение рекомендаций и замечаний газового бизнес-сообщества, непосредственно вовлеченного в процесс претворения энергостратегии в жизнь. Подобная ситуация осложняет ведение эффективного энергетического диалога, и именно с этой целью - представлением позиций газового бизнес-сообщества по ключевым вопросам функционирования газового рынка - и задумывалось создание МАННГО.

Вместе с тем, говоря о «газовой ОПЕК», следует, на мой взгляд, упомянуть про кардинальные изменения, происходящие сейчас на рынке газа в целом, которые и стали катализатором идеи его создания. Итак, в отличие от мирового рынка нефти, сформировавшегося много лет назад, рынки газа в силу технологических особенностей до сих пор остаются региональными, что, естественно, накладывает значительный отпечаток на условия их функционирования. Интенсивное наращивание торговли сжиженным природным газом (СПГ), происходящее в последние годы, способствует формированию глобального рынка данного энергоносителя. Это, возможно, приведет к существенному увеличению доли спотовых контрактов на поставку газа, а также к развитию биржевой торговли им. Между прочим, страны, претендующие на лидерство на мировом рынке СПГ (Катар, Египет, Ливия), активно развивают свою газовую промышленность, обеспечивая привлекательные условия для инвесторов.

Выдвижение идеи о формировании «газовой ОПЕК» как раз и было продиктовано необходимостью учитывать возможные глобальные изменения на рынке природного газа. Однако подобная организация сможет эффективно осуществлять свою деятельность только в сфере поставок СПГ. В свою очередь, рынок трубопроводного газа функционирует на основе долгосрочных контрактов и применить к нему принципы, по которым работает ОПЕК, не всегда возможно.

Константин Симонов: Как мне представляется, на самом деле конфликта, между Россией и Западом нет. Есть лишь проблема довольно жестких переговоров покупателей с поставщиками. Последние не хотят больше просто продавать сырье. Импортеры же, со своей стороны, не хотят пускать их в систему конечного сбыта. И в итоге каждый из оппонентов пытается завысить «переговорную планку», найти еще какие-то дополнительные аргументы для давления на контрагента.

По существу, позиция Европы вполне понятна - она хочет получить свою долю в добывающих проектах на российской территории. Пожалуйста, говорим мы, но в ответ было бы неплохо открыть доступ к вашим сетевым ресурсам, подземным газохранилищам, конечному потребителю. ...И пошла-поехала «игра»: Европа пугает нас диверсификацией поставок, мы - диверсификацией потребителей. Но если там все-таки до конца не верят в возможность перенаправления значительных потоков российского экспорта нефти и газа на восток, то «газовая ОПЕК» пугает их уже по-настоящему, ибо воспоминания о 1973 г., когда себя ярко проявил его нефтяной «собрат», еще слишком свежи в памяти...

Во всяком случае, Россия находится в заведомо выигрышном положении. Заставить ее подписать Транзитный протокол к Энергетической хартии практически невозможно - для этого просто не существует адекватных инструментов давления. Нет также и никаких «козырей» для запрета создания «газовой ОПЕК». Правда, здесь есть одно условие, за которое голосую обеими руками: нельзя включать в этот союз страны-транзитеры. Новый альянс должен объединять исключительно газодобывающие государства, и прежде всего те, что обладают значительными запасами этого вида сырья.

И хочется, и колется...

- В то же время в самой России нет единого подхода к идее создания «газовой ОПЕК». Сначала она выдвигалась секретарем Совбеза Игорем Ивановым в ходе его визита в Тегеран, затем категорически отвергалась главой экспертного управления администрации президента Аркадием Дворковичем на одном из брифингов в Москве, наконец, снова возрождалась как «интересное предложение», сделанное президентом Владимиром Путиным во время его поездки в Катар.

Складывается, таким образом, впечатление, что у России пока нет четкой позиции на сей счет. Что, на Ваш взгляд, является причиной этого?

Ирина Акимова: Основной причиной возникших разногласий служит, на мой взгляд, отсутствие четкой концепции «газовой ОПЕК»: не очень понятно, о чем идет речь. Следовательно, нет и определенной позиции. И действительно, нефтяной картель ассоциируется, прежде всего, с регулированием цен на нефть путем изменения квот добычи. В свое время создание ОПЕК существенно поспособствовало укреплению геополитического и геоэкономического положения ее стран-членов. Создание аналогичной газовой организации, естественно, может быть крайне негативно оценено Западом. Этой осенью в печати даже прошла информация о наличии специального доклада экспертов НАТО по вопросу возможного формирования «газовой ОПЕК».

В то же время позволю себе еще раз напомнить: рынок газа существенно отличается от рынка нефти, и полного аналога ОПЕК создать все равно не удастся. Но этот момент пока нигде и никем не учитывался, и поэтому «газовая ОПЕК» воспринимается как полный аналог нефтяной - прежде всего в политическом плане. Правда, до визита Владимира Путина в Катар данная идея, скорее всего, всерьез не воспринималась и рассматривалась лишь в политическом аспекте, в том числе и как возможный инструмент влияния на основных потребителей газа - ЕС и США. Соответственно и критике этот проект подвергался (впрочем, как и одобрению) только как политический механизм. Тем не менее, после его оценки президентом России как «интересного предложения» соответствующие министерства и ведомства должны будут, по-видимому, заняться более детальной проработкой этого вопроса и озвучить по нему официальную позицию.

Константин Симонов: Все мы прекрасно понимаем, что позицию государства прежде всего озвучивает его президент. Наш же долгое время не выражал своего отношения к данной проблеме, что позволяло многочисленным чиновникам с различной степенью смелости высказывать свое мнение. В частности, более либерально ориентированные представители политических элит - вроде Аркадия Дворковича с группой товарищей -были осторожны в своих оценках (чтобы не вызывать раздражения Европы) и взвешенно подходили к использованию политики давления. Поэтому в озвученной ими позиции нет ничего удивительного.

Президент России во время своей ежегодной пресс-конференции назвал эту идею «интересной». Потом как бы в качестве ее практического подкрепления он отправился в Катар и Саудовскую Аравию - страны, занимающие третье и четвертое места в мире по запасам газа. А если еще вспомнить и посещение Владимиром Путиным Алжира (второго после нас поставщика газа в Европу), то отношение главы государства к рассматриваемому вопросу становится более чем очевидным. Так что теперь, как представляется, вертикаль власти будет просто вынуждена занять по данной теме позицию, созвучную с президентской. Чего греха таить, сегодня нам просто необходимо создание такой структуры, хотя бы исходя из того факта, что природный газ -основной козырь России в XXI веке...

Кому это выгодно?

- А кому может быть выгодно создание такого газового альянса? России, Ирану, другим странам-производителям «голубого топлива» или, наконец, «газовым государствам» Средней Азии, и в первую очередь Туркменистану и Казахстану?

Ирина Акимова: Для меня в общем-то неудивительно, что созданием «газовой ОПЕК» столь активно занялись прежде всего страны-экспортеры СП Г, особенно Катар, претендующий на лидерство в данной области на мировом рынке. Этому способствуют не только его производственные возможности, но и выгодное географическое положение, позволяющее осуществлять поставки как на атлантический, так и на тихоокеанский рынки. К тому же рынок СПГ ныне развивается весьма бурно, хотя еще лет 10 назад предсказать сложившееся ныне состояние было крайне затруднительно. «Виной» тому -технический прогресс, значительно удешевивший как производство сжиженного газа, так и его дальнейшую транспортировку.

Некоторые международные эксперты (в частности, компания PriceWaterhouseCoopers) прогнозируют, что уже к 2010 г. на СПГ будет приходиться порядка 40% всего объема международной торговли природным газом (сегодня - 27%). Более того, поставки СПГ, как я уже упоминала, осуществляются не только по долгосрочным контрактам, но также и на основе краткосрочных спотовых, роль которых продолжает увеличиваться. В Катаре в начале марта 2007 г. создана энергетическая биржа IMEX, на которой в конце текущего года планируется запустить первые торги по сжиженному газу. Наконец, контракты по СПГ уже торгуются на некоторых биржах, в частности NYMEX. Следовательно, можно говорить о попытке перейти от формулы цены на газ, привязанной к стоимости нефти, к биржевому ценообразованию, правда, лишь в сфере СПГ.

Вместе с тем власти Катара уже неоднократно заявляли, что возможна приостановка новых проектов в области СПГ в связи с затовариванием рынка. А значит, необходимо создание какого-то регулятора, и будет ли им «газовая ОПЕК» или какая-то другая организация - покажет время. Но уже сегодня очевидно: в выигрыше в подобной ситуации окажутся прежде всего страны-экспортеры СПГ.

Особую заинтересованность в появлении картеля проявляют Иран, активно участвовавший в формировании ОПЕК, и Венесуэла, которой совсем недавно удалось создать региональную «газовую ОПЕК» - Организацию производителей и экспортеров газа Южной Америки (ОПЕГАЗСУР), куда помимо нее самой вошли также Боливия и Аргентина.

В то же время интерес Ирана и Венесуэлы, на мой взгляд, скорее политический, нежели экономический. Обеим странам как воздух необходима надежная «площадка» в переговорном процессе с США.

Нелишне напомнить также, что праобраз «газовой ОПЕК» был создан еще в 2001 г. Это Форум стран-экспортеров газа, учрежденный как раз с целью развития сотрудничества между его производителями и потребителями. Постоянными его членами на сегодняшний день являются Алжир, Нигерия, Ливия, Египет, Тринидад и Тобаго, Венесуэла, Россия, Иран, Катар, Оман, ОАЭ, Бруней, Малайзия, Индонезия и Норвегия (наблюдатель). И большинство из этих стран сейчас также поддерживают идею «газовой ОПЕК». Однако в настоящее время данный форум не имеет сколько-нибудь существенного влияния. Поэтому - по аналогии - можно сделать вывод, что даже формирование «газовой ОПЕК» еще не гарантирует его эффективной работы. Она будет таковой лишь в том случае, если удастся соблюсти интересы всех участников, а это задача весьма и весьма непростая.

Если же вспомнить о «газовых государствах» Средней Азии, то они уже давно ищут возможности экспортировать свой газ в Европу в обход России. Создание «газовой ОПЕК», ставящей основной целью развитие рынка СПГ, может только усложнить их положение в связи с возрастающей конкуренцией со стороны сжиженного природного газа. Принципиальных выгод от участия в подобном картеле они не получат. Однако в случае координации своих действий на европейском рынке природного газа они смогут значительно укрепить свои позиции на нем.

Кстати сказать, состояние газовой сферы на постсоветском пространстве в настоящее время характеризуется как неустойчивое равновесие. Поэтому выработка скоординированной политики хозяйствующих субъектов, единых правил и стандартов ведения практической деятельности была бы весьма полезна именно сегодня, когда обеспечение глобальной энергетической безопасности зависит от успешного диалога производителей, транзитеров и потребителей.

В случае с трубопроводным газом координацию действий было бы наиболее эффективно осуществлять в рамках не «газовой ОПЕК», а уже упомянутого МАННГО. России, основным рынком сбыта для которой является Европа, основной упор стоит сделать на сотрудничество с производителями и транзитерами природного газа из числа постсоветских государств. В то же время для нее, как обладательницы уникального углеводородного потенциала, «газовая ОПЕК» также могла бы быть интересна. Она способна повысить экономическую эффективность российских проектов в области СПГ.

Татьяна Митрова: В истории уже предпринималось немало попыток создания глобальных топливных картелей. Но всего лишь одна закончилась успешно - появилась ОПЕК. Причина этого проста - для того, чтобы альянс мог осуществлять ценовое регулирование, необходимо выполнение двух условий. Первое: спрос на товар должен быть неэластичен по цене (как нефть, у которой не существует полноценного заменителя в транспортном секторе). Попытка газового картеля поднять цену на газ приведет к переключению потребителей на альтернативные виды топлива -в первую очередь на уголь и атомную энергию. Второе условие: картель должен контролировать большую часть предложения (либо предложение производителей, не входящих в картель, должно быть неэластичным).

В газовой отрасли существует рынок СПГ, основные участники которого гораздо меньше склонны к «картелизации» и смогут воспользоваться ограничениями поставок со стороны членов альянса для захвата новых рынков, и их предложение весьма эластично по цене. Так что, скорее, этот вариант выгоден именно экспортерам сжиженного газа, вечно конкурирующим с поставщиками газа сетевого. Ну и, наконец, еще более простой аргумент - цены на «голубое топливо» на европейском рынке определяются долгосрочными (20-25 лет) контрактами по формуле привязки к нефти. То есть фактически самостоятельного ценообразования на газ нет, и любые попытки изменить упомянутую формулу будут просто-напросто трактоваться как нарушение договоров.

Однако то, о чем говорил недавно российский президент - некая координация действий производителей газа, -не является аналогом ОПЕК, а скорее предполагает обмен мнениями и «сверку часов». Поскольку потребители (по крайней мере европейские) активно вырабатывают единую консолидированную позицию (например по таким вопросам, как либерализация, доступ к газотранспортной системе, долгосрочные контракты, программы «отпуска газа» и т.д.), то экспортерам не мешало бы отстаивать свои интересы тоже более организованно. Но здесь речь идет именно о влиянии на институциональную структуру рынка, а не на цены...

Константин Симонов: На мой взгляд, одной из стратегических целей «газовой ОПЕК» должно и может стать самостоятельное ценообразование на газ, не привязанное к нефтяным котировкам. Это масштабная и весьма интересная задача, от решения которой выиграют все страны-производители и экспортеры газа. Все они должны будут поделить рынки и договориться о совместных поставках, чтобы удерживать цены на высоком уровне в долгосрочной перспективе.

Европа, со своей стороны, конечно же может в ответ пугать нас отказом от газа, что больше напоминает некую «борьбу нанайских мальчиков», чем серьезно взвешенный шаг. Во всяком случае, последние планы Евросоюза -довести к 2020 г. долю возобновляемых видов топлива до 20% от общего энергобаланса - ничего кроме улыбки не вызывают. Была уже Директива ЕС 2003/30 «О развитии биотоплива», в соответствии с которой все члены ЕС обязаны были увеличить до 2005 г. его использование минимум до 2%. Однако она тихо «почила в бозе». Так что теперь производители газа могут чувствовать себя уверенно - паниковать нужно его потребителям, что, собственно, они и делают - уже сейчас видно, какую потребители «гонят волну» по поводу «газовой ОПЕК». И дальше - хуже. В частности, Россию могут обвинить еще бог знает в чем - вплоть до того, что начнут заявлять, будто данный альянс создается специально для... финансирования терроризма или чего-то в этом роде.

Самое слабое звено

- Разногласия по поводу создания «газовой ОПЕК» имеются не только у российских политиков, но и у экспертов. Некоторые из них считают, что подобный шаг был бы для России во всех отношениях экономически эффективным. Другие же предупреждают: Москва может оказаться «слабым звеном» в данном картеле. Каково Ваше мнение на этот счет?

Ирина Акимова: Действительно, некоторые эксперты в области энергетики подчеркивали в своих комментариях, что Россия сможет значительно укрепить свои позиции в случае создания «газовой ОПЕК». Сейчас основой внешнеэкономической стратегии РФ в газовой отрасли являются экономическая целесообразность и проведение скоординированной с потребителями политики путем заключения двусторонних соглашений, сделок по обмену активами и т.д. Несомненно, эта стратегия верна с точки зрения правил международного бизнеса. Но она не исключает и возможности энергодиалога производителей и потребителей газа с использованием специализированной независимой площадки. В этом срезе «газовая ОПЕК» могла бы быть полезна для России. Не секрет, что у «Газпрома» часто возникают сложности при работе на рынке ЕС, связанные с опасениями европейцев по поводу своей энергобезопасности. До сих пор разъяснительная работа велась лишь на официальном межгосударственном уровне и силами самого холдинга. При этом имидж у него на Западе далеко не идеальный, что осложняет осуществление его хозяйственной деятельности. Но вот в начале 2007 г. в прессе появились сообщения о том, что компания решила серьезно заняться улучшением своего образа за рубежом и наняла известных западных консультантов.

Те же эксперты, которые говорят о непредсказуемости Москвы, делают упор на недавние «газовые войны» между Россией, Украиной и Белоруссией и ставят акцент на том, что она-де использует природный газ как инструмент политического давления.

Но я позволю себе рассмотреть вопрос «газовых войн» с несколько иной точки зрения. На протяжении многих лет после распада Советского Союза отношения России с бывшими республиками СССР строились по принципу поддержания их экономик за счет продажи газа по ценам не только ниже рыночных, но и зачастую даже убыточным для российской стороны. И именно в тот период цены на российский газ для постсоветских государств были «политическими», а не «экономическими», но не наоборот, как сейчас пытаются представить многие наблюдатели. В то же время политика РФ изначально предусматривала постепенный отказ от заниженных цен и заключение контрактов на коммерческой основе по мере того, как постсоветские страны будут приобретать экономическую независимость и вставать на рыночные рельсы. Поэтому можно смело утверждать: нынешний переход на рыночные отношения с государствами СНГ является частью давно запланированной стратегии, которая не осуществлялась ранее в силу политических причин.

Также ни для кого не является секретом и то, что на протяжении многих лет оплата за поставленный Россией в страны СНГ газ производилась на бартерной основе. Итогом этого явился кризис задолженности по данным сделкам, обострившийся в 2002 г., когда огромные размеры долга уже стали существенно влиять на результат хозяйственной деятельности «Газпрома». Достаточно сложно объективно оценить, оправдалась ли политика продажи газа по заниженной цене в республики СНГ в экономическом и политическом плане. Выгоды России от этих операций неочевидны. Проводимый ею нынешний внешнеэкономический курс в газовой сфере является сбалансированным, и вряд ли следует ожидать каких-либо действий, наносящих урон ее репутации в ближайшее время.

Константин Симонов: Лично я сторонник создания подобной структуры. Противники же «газовой ОПЕК» - это те эксперты и политики, которые привыкли к тому, что Россия в своей внешней политике и энергетике всегда «держала оборону», а отнюдь не «наступала»...

Такая организация, на мой взгляд, позволит России договориться о разделе рынков и превратить потенциальных конкурентов типа Катара и Ирана в союзников. Не секрет, что ряд европейских стран тоже заигрывают с ними, надеясь получить рычаг давления на Россию. На любом крупном мероприятии по газу в Европе (и в особенности по сжиженному) вы обязательно увидите презентацию грандиозных проектов по добыче иранского газа, так как сам Иран не сможет освоить и выбросить на рынок большие объемы «голубого топлива». Поэтому у России есть время договориться с ним и попробовать «пощекотать нервы» ЕС. В стратегическом же плане основными государствами в «газовой ОПЕК» должны стать обладатели больших запасов газа - то есть Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия. Страна, где аккумулировано, по разным оценкам, от 27 до 32% мировых запасов газа, ни в коей мере не может считаться «слабым звеном» в любой организации, где она уже является участником или только планирует стать им.

От кино до действительности - один шаг...

- Может случиться, что в весьма недалекой перспективе мир «пожнет плоды энергетической войны» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Совсем как в известном фильме «Mad Мах-2» с Мелом Гибсоном в главной роли. Напомню, там изображается жизнь людей, оставшихся без капли топлива "по вине косноязычных политиков, меркантильных экономистов и беззастенчивых предпринимателей"...

Есть ли сегодня у производителей и потребителей энергоресурсов шансы наконец-то договориться и не допустить реальной, а не кинематографической катастрофы?

Константин Симонов: Забавно, что и Вы вспомнили про этот фильм. Я тоже апеллировал к данному примеру в своей книге «Энергетическая сверхдержава»(*). Мой контекст в следующем: те, кто сейчас контролирует «цистерну с бензином», в будущем могут столкнуться с чудовищным давлением со стороны потребителей. И цена такого контроля над углеводородами вырастет неимоверно высоко...

Если же вернуться к обсуждаемой теме, то на самом деле это именно потребители применяют против нас энергетическое оружие - шантаж диверсификацией поставок, борьбу с трубопроводом Nord Stream, строительство новых маршрутов транспортировки энергоресурсов из Средней Азии, угрозу Энергетической хартией, прямой запрет на покупку ряда активов в Европе и т.д.

Наконец, если уж господин Радослав Сикорский в бытность свою министром обороны Польши (кстати, страны-члена НАТО) позволял себе рассуждать о том, какой должна быть энергетическая политика Европы, то о чем тогда и говорить-то?! И получается, что сегодня мы, по сути дела, отвечаем на выпады наших оппонентов их же собственным «оружием»...

Ирина Акимова: Как правило, кризисные явления всегда только способствуют единению интересов, поскольку всегда лучше сохранить хотя бы часть чего-то, чем потерять все. Так что в рассматривавшейся нами ситуации, близкой к «военной», шансов договориться у поставщиков, транзитеров и потребителей газа может оказаться даже больше, чем в «мирное» время...

Опубликовано: «Нефть России» № 5, 2007 г.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики