Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украину загоняют в угол

Украину загоняют в угол

Евросоюз требует прозрачности и отказа от дотаций в обмен на кредит

Европейские кредиторы предоставили Украине фактически невыполнимые условия предоставления займа для оплаты российского газа. В частности, речь идет о повышении цен на газ для населения и предприятий, проведении независимого аудита украинских ПХГ и усилении прозрачности этого сектора. Аналитики называют эти требования достаточно жесткими для Украины, и маловероятно, что Киев поставит свою подпись под ними.

Еврокомиссия направила Украине список условий, согласившись с которыми «Нафтогаз» сможет рассчитывать на кредит, сообщила украинская газета «Дело». Условия разделены на три части: предварительные, краткосрочные и среднесрочные. В первой части украин­ской стороне предписано, во-первых, обеспечить проведение независимого аудита газа, находящегося в подземных хранилищах. Это, по мнению ЕС, позволит получить гарантии, что все заемные средства будут использованы исключительно для соз­дания запасов сырья. Во-вторых, Киев должен разработать график поэтапного повышения цен на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго. В-третьих, предпринять действия по увеличению прозрачности газового сектора. «В идеале этот вопрос должен предусматривать согласие Украины присоединиться к Инициативе прозрачности добывающих отраслей или как минимум обязательство регулярно и вовремя предоставлять официальный отчет касательно ключевых финансовых показателей», — говорится в документе.

В кратко­срочной перспективе — до октября 2009 года — в связи с повышением стоимости газа и тарифов на коммунальные услуги правительство должно усилить социальную защиту населения. Кроме того, украинские власти должны будут предпринять меры для улучшения расчетов населения за газ и комуслуги (а платежная дисциплина на Украине и так хромает) и разработать четкую систему расчетов в промышленности. «В данное время отдельные потребители наслаждаются преференциями, в то время как другие не пользуются такими преимуществами», — говорится в документе. Представитель НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский пояснил РБК daily, что цены на газ устанавливает комиссия по регулированию электроэнергетики Украины, а «Нафтагаз» только готовит предложение. «Мы подали уже такое предложение — увеличить с осени цены для населения и теплокоммунэнерго на 20%», — сказал он.

В июне премьер-министр Украины Юлия Тимошенко просила кредит для оплаты российского газа на сумму 4 млрд долл. Однако оценка европейских экс­пертов не совпадает с украинскими и ниже в два раза — от 1,6 млрд до 2 млрд долл. Месяц назад Брюссель отказал Киеву в кредите, мотивировав это тем, что денег у европейских банкиров нет. При этом серьезные проблемы с Украиной в расчетах за газ могут начаться уже в августе. В июле «Наф­тогаз» увеличил импорт российского газа почти в три раза по сравнению с прошлым месяцем, до 3 млрд куб. м. За этот газ компания должна заплатить более 600 млн долл., но денег пока не нашла.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что представленные ЕС условия Украиной выполнены не будут. «Невозможно обеспечить прозрачность такой структуры, как «Нафтогаз», и за короткий срок, а тем более сейчас, когда в стране нет власти и стартовала предвыборная кампания. Более того, «Нафтогаз» аккумулирует определенную выручку, а это рассматривается как источник финансирования выборов», — говорит он.

Страна в сложной ситуации, и у нее есть два пути — плохой и очень плохой, отмечает директор Украинского института глобальных стратегий Вадим Карасев. В первом случае — это согласиться на условия ЕС, а второе — договариваться о кредите с Россией, в этом случае Юлию Тимошенко могут обвинить в предательстве интересов страны. «Полагаю, что Киев начнет повышать внутренние тарифы. Скорее всего это будет постепенно и начнется с октября», — считает он.

Автор: Галина Старинская

Источник: РБК Daily, 22.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики