Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть готовят к маневру

Нефть готовят к маневру

Правительство России одобрило завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающего снижение экспортной пошлины до нуля и параллельное повышение НДПИ. Как утверждает вице-премьер Дмитрий Козак, он принесет бюджету дополнительные 1,5 трлн рублей

Кабмин одобрил завершение налогового маневра в нефтянке. Он дополнительно принесет бюджету около полутора триллионов рублей, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.

Маневр предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля и параллельное повышение НДПИ. При этом пока нефтяникам сохранят действующие льготы по НДПИ — чтобы не создавалось дополнительной нагрузки на цены. Об этом сообщил премьер Дмитрий Медведев. По поводу ситуации с ценами на бензин он сказал, что в целом «ситуация на рынке стабильна», а меры правительства, которое с 1 июня снизило акцизы на топливо, «дали эффект». 

Российские нефтяные компании из-за заморозки цен на топливо на российском рынке ежедневно недополучают 1 млрд рублей выгоды — такую оценку накануне привел курирующий энергетику вице-премьер Дмитрий Козак во время совещания правительства с Владимиром Путиным. Однако глава государства его поправил: 

Козак: Высокие цены на нефть на мировых рынках будут оказывать еще более существенное давление. Даже сегодня от торговли горюче-смазочными материалами на внутреннем рынке, при продаже по той цене, к которой мы стремились, 40 рублей за литр, каждый день нефтяники теряют 1 млрд рублей недополученной выгоды.

Путин: Ничего не теряют, это недополученный доход просто.

Козак: Упущенная выгода, да. В такой экономической ситуации требовать альтруизма от бизнеса тоже крайне тяжело, поэтому они договорились о том, что в случае, если будет такой диспаритет большой, его можно нивелировать только путем введения повышения, временного повышения на период высоких цен экспортных пошлин на нефть. 

О том, что даст налоговый маневр, рассуждает ведущий аналитик Фонда нацэнергобезопасности Игорь Юшков:

«Это маневрирование между двумя сборами: НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, который предполагается увеличить, и экспортная пошлина на нефть, которую предполагают обнулить. Эти синхронные процессы, это и есть налоговый маневр, чтобы всю налоговую нагрузку переложить на скважину. Для нефтяников это дополнительные затраты, то есть они больше будут перечислять в бюджет, но параллельно при этом у нас правительство принимает налоги на добавленный доход, который предполагает, что вы отчисляете государству деньги от той прибыли, которую получаете при разработке месторождений. Когда вы запускаете проект, вы платите мало, а когда вы выходите на пик добычи, вы платите много. И такая гибкая система применяется во множестве стран в мире, чтобы нефтяники не бросали старые месторождения и при этом еще разрабатывали новые, вот эта система и применяется. При этом у нас есть куча всевозможных налоговых льгот, исключений. Непонятно, как все это увязать, и надо ли нам делать общую для всех некую налоговую систему у нефтяной отрасли, или мы будем дальше существовать вот так, когда есть общие правила, но есть куча всевозможных исключений, которые лоббируют себе нефтяные компании крупные».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на годовом собрании компании, назвал три причины роста цен на бензин в России: это девальвация рубля, рост мировых цен на нефть и увеличение затрат на ее переработку. «Цена на бензин вас расстраивает… Меня тоже как автомобилиста она расстраивает, но если государство увеличивает акцизы на бензин, то при чем тут компании?» — отметил он. 

Источник: BFM.RU, 21.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики