Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Российские власти пытаются повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, но вместо этого создают условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке

Налоговый маневр в нефтяной отрасли завершится в ближайшее время. Процесс заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. В итоге фискальные сборы с нефтяного сектора должны увеличиться, в результате чего госбюджет сможет претендовать на дополнительные доходы.

Предвидев этот сценарий, вертикально-интегрированные нефтекомпании принялись отыгрывать потери. Они начали резко поднимать цены на внутреннем рынке топлива — с середины марта их еженедельный рост стал беспрецедентным. Это спровоцировало протесты населения в регионах.

В результате правительство занялось пересмотром акцизной политики. В конце мая на время приняли оперативное решение о понижении акцизов. Кроме того, правительство отказалось от плановой индексации ставок с 1 июля.

Продолжается проработка и системных мер: Минфин согласился на предоставление обратного акциза для нефтепереработки. Получить такой акцизный бонус смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поставляющие на внутренний рынок бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки.

При этом предприятиям «Роснефти» и «Новатэка» как санкционным компаниям власти предоставили возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Воспользоваться этим шансом компании смогут, только если выполнят критерий поставок топлива внутренним потребителям. 

Отрицательный акциз дополнят и так называемым плавающим акцизом. Он должен частично сглаживать влияние на внутренний рынок нефтепродуктов колебание цен на нефть и курса рубля.

Суть механизма в том, что если экспортная премия для бензина и дизельного топлива превысит их биржевые цены в России, то нефтяникам компенсируют половину разницы из бюджета.

Предельный размер разницы — 3000 рублей на тонну. Таким образом, максимально субсидия не превысит 1500 рублей на тонну. Но, скажем, в мае по бензину «разрыв» между внутренней и экспортной ценами мог составлять до 8000 рублей на тонну.

Позднее стало известно, что Минфин дополнил законопроект преференциями для ряда заводов, удаленных от экспортных рынков. Речь может идти об НПЗ в Поволжье, на Урале и в Сибири. Предприятия получат на только возвратный акциз, но и повышающие коэффициенты для него.

За счет налогового маневра Минфин изначально рассчитывал получить в федеральный бюджет прибавку в размере до 1,6 трлн рублей. Вариант с субсидией для НПЗ предполагает, что в итоге поступления в госказну снизятся примерно на 20% от расчетной суммы.

Кроме того, Минфин зафиксировал в документе изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. Это выглядит весьма странным на фоне решения о понижении ставок с 1 июня 2018 года.

В ведомстве противоречие объясняют тем, что документ остается предварительным и финальной резолюции по вариантам завершения налогового маневра, в том числе по уровню акцизов в следующем году, на данный момент еще нет.

Ясно одно: сложная акцизная политика, предложенная Минфином, не решает проблему роста цен на нефтепродукты внутри страны. А желание властей залатать дыры в бюджете за счет утяжеления фискального гнета на нефтяные компании при сохраняющемся олигопольном укладе на национальном рынке топлива создает комфортные условия для нового витка цен.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ
 
Опубликовано: Forbes.Ru, 22.06.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики