|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензинРоссийские власти пытаются повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, но вместо этого создают условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке Налоговый маневр в нефтяной отрасли завершится в ближайшее время. Процесс заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. В итоге фискальные сборы с нефтяного сектора должны увеличиться, в результате чего госбюджет сможет претендовать на дополнительные доходы. Предвидев этот сценарий, вертикально-интегрированные нефтекомпании принялись отыгрывать потери. Они начали резко поднимать цены на внутреннем рынке топлива — с середины марта их еженедельный рост стал беспрецедентным. Это спровоцировало протесты населения в регионах. В результате правительство занялось пересмотром акцизной политики. В конце мая на время приняли оперативное решение о понижении акцизов. Кроме того, правительство отказалось от плановой индексации ставок с 1 июля. Продолжается проработка и системных мер: Минфин согласился на предоставление обратного акциза для нефтепереработки. Получить такой акцизный бонус смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поставляющие на внутренний рынок бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки. При этом предприятиям «Роснефти» и «Новатэка» как санкционным компаниям власти предоставили возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Воспользоваться этим шансом компании смогут, только если выполнят критерий поставок топлива внутренним потребителям. Отрицательный акциз дополнят и так называемым плавающим акцизом. Он должен частично сглаживать влияние на внутренний рынок нефтепродуктов колебание цен на нефть и курса рубля. Суть механизма в том, что если экспортная премия для бензина и дизельного топлива превысит их биржевые цены в России, то нефтяникам компенсируют половину разницы из бюджета. Предельный размер разницы — 3000 рублей на тонну. Таким образом, максимально субсидия не превысит 1500 рублей на тонну. Но, скажем, в мае по бензину «разрыв» между внутренней и экспортной ценами мог составлять до 8000 рублей на тонну. Позднее стало известно, что Минфин дополнил законопроект преференциями для ряда заводов, удаленных от экспортных рынков. Речь может идти об НПЗ в Поволжье, на Урале и в Сибири. Предприятия получат на только возвратный акциз, но и повышающие коэффициенты для него. За счет налогового маневра Минфин изначально рассчитывал получить в федеральный бюджет прибавку в размере до 1,6 трлн рублей. Вариант с субсидией для НПЗ предполагает, что в итоге поступления в госказну снизятся примерно на 20% от расчетной суммы. Кроме того, Минфин зафиксировал в документе изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. Это выглядит весьма странным на фоне решения о понижении ставок с 1 июня 2018 года. В ведомстве противоречие объясняют тем, что документ остается предварительным и финальной резолюции по вариантам завершения налогового маневра, в том числе по уровню акцизов в следующем году, на данный момент еще нет. Ясно одно: сложная акцизная политика, предложенная Минфином, не решает проблему роста цен на нефтепродукты внутри страны. А желание властей залатать дыры в бюджете за счет утяжеления фискального гнета на нефтяные компании при сохраняющемся олигопольном укладе на национальном рынке топлива создает комфортные условия для нового витка цен. Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ Опубликовано: Forbes.Ru, 22.06.2018 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|