Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Трамп объяснил арабам и русским, куда должны идти нефтяные цены

Картель нефтедобывающих стран ОПЕК и Россия не смогли в полной мере удовлетворить требования Дональда Тампа о снижении мировых цен на нефть. Экспортеры черного золота объявили о пересмотре действующего уровня снижения добычи на 1,8 млн барр. в сутки и согласились увеличить производство на 1 млн барр. Для снижения нефтяных цен в соотвествии с указаниями Трампа требовалось гораздо большее увеличение добычи. Поэтому мировые цены после коректировки соглашения ОПЕК+ пошли вверх. А некоторые страны-экспортеры заявили, что принимают решения об увеличении добычи самостоятельно. То есть без оглядки на Трампа, который требует еще большего снижения цен.

Россия и Саудовская Аравия хотя и пошли на компромисс с нефтяной оппозицией, но в итоге получили соглашение, которое их вполне может удовлетворить. На встрече в столице Австрии в субботу страны ОПЕК+ утвердили рост добычи нефти на 1 млн барр. в сутки в течение второго полугодия (то есть до конца июня). Российское Мин-энерго и Саудовская Аравия предлагали увеличить добычу сразу до 1,5 млн барр., однако Иран, Ирак и Венесуэла выступали против, одним из вариантов было увеличение добычи только на 0,3 млн барр. (см. «НГ» от 19.06.18).

Очевидно, споры были жаркие, встреча в Вене стала самой долгой за всю историю сделки ОПЕК+. Но в итоге она закончилась в субботу всеобщим согласием. Основным аргументом, конечно, стало перевыполнение на 150% плана по добыче, которое наблюдается в последние месяцы. Почти все страны ОПЕК+ соблюдали условия венской сделки, но некоторые «перевыполняли» ее, сокращая свою добычу так стремительно, что вместо оговоренного два года назад уровня в 1,8 млн барр. сокращение достигло около 2,8 млн. Добыча резко сократилась в Венесуэле, кроме того, рынок учитывает и возможное давление на поставки иранской нефти после того, как США вышли из ядерной сделки с этой страной.

На фоне слишком стремительного падения добычи цена нефти начала быстро расти, и если в начале соглашения его стороны мечтали о 60 долл. за баррель, то сейчас она составляет около 75 долл. И это опять угрожает балансу на рынке, так как при этой цене опять стимулируется добыча сланцевой нефти в США, в чем страны – экспортеры нефти не заинтересованы.

Увеличение добычи на 1 млн барр. в сутки (то есть на объем «перевыполнения») и призвано вернуться к 100-процентному выполнению сделки. Впрочем, как говорят, реальный рост будет меньше (около 700–800 тыс. барр. в сутки), так как не все страны картеля смогут поддержать новый маневр. А в сентябре участники соглашения планируют еще раз пересмотреть уровни добычи. Вероятно, ожидалось, что и цены на этой новости могут «присесть». Но пока этого не случилось.

Эксперты объясняют это тем, что рост добычи даже на 1 млн барр. не поможет сбалансировать рынок (то есть привести к «нулю» разницу между добычей и спросом). Дело в том, что, например, в апреле-мае страны ОПЕК добывали около 31,9 млн барр., а спрос оценивался в 32,2 млн. На третий квартал этого года картель оценивает спрос в 33,2 млн, а на четвертый – уже в 33,5 млн барр. в сутки. То есть решение ОПЕК+ скорее всего не приведет к снижению цены на нефть.

За событиями в Европе внимательно следят за океаном. Незримо над альянсом витают твиты Дональда Трампа, который накануне встречи написал: «Надеюсь, ОПЕК значительно увеличит добычу. Надо держать цены на низком уровне!» – написал американский президент в Twitter.

Впрочем, министр энергетики РФ Александр Новак на пресс-конференции по итогам заседания министров стран ОПЕК+ заявил, что ОПЕК+ не ориентируется на Twitter Трампа при принятии решений. «В своих действиях мы ориентируемся не на Twitter, а на глубокий анализ, который делается нашими командами, секретариатом ОПЕК и всеми странами, которые вошли в соглашение», – подчеркнул российский министр.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович пояснил «НГ», что Трамп в силу своего политического стиля склонен к постоянному поиску ответственных за проблемы Америки игроков во всем мире, так что претензии хоть к ОПЕК, хоть к иным игрокам в мировой политике и экономике сохранятся. «Другое дело, что Трампу не нужны ни слишком высокие, ни слишком низкие цены на нефть. Американский президент зажат между интересами значительной части своего электората (которому нужно дешевое топливо) и интересами американских нефтяников, в том числе производителей нетрадиционной нефти (которым очень желательны цены на уровне стабильно выше 50 долл. за баррель)», – говорит Митрахович.

Он также сообщил СМИ, что возможность увеличить добычу в рамках ОПЕК+ есть у 8-10 стран, включая Россию, из 24 участников сделки. Аналитики считают, что львиную долю роста добычи, который начнется уже в июле, возьмут на себя именно Россия и Саудовская Аравия. РФ, как ожидается, в ближайшее же время, менее чем за месяц, нарастит добычу на 200 тыс баррелей в сутки из того 1 млн, то есть возьмет на себя 20% общего объема увеличения. По словам Александра Новака, Минэнерго РФ будет рассматривать равные возможности по росту добычи для всех российских компаний. По результатам 2018 года министр ждет добычи более 550 млн т нефти в РФ.

«Российские компании давно хотели послаблений по ОПЕК+, чтобы компаниям возможно было увеличить добычу и больше заработать на объемах экспорта, – говорит Митрахович. – Также увеличение добычи в рамках ОПЕК+ отчасти компенсирует для участников проблему роста добычи в странах, в ОПЕК+ не участвующих. Рост добычи в странах вне ОПЕК+ крайне негативно воспринимался участниками соглашения о добровольном сокращении производства нефти. Другое дело, что новости о росте добычи в ОПЕК+ будут неизбежно использоваться спекулянтами как повод играть на понижение стоимости нефти. Поэтому риски нового падения цен на нефть в среднесрочной перспективе вновь увеличиваются».

Министр нефти и газа Омана Мухаммед Хамад аль-Румхи уточнил, что возможности увеличить добычу помимо России и Саудовской Аравии есть также у Омана, ОАЭ и Кувейта. Правда, Оман может увеличить добычу только на несколько тысяч баррелей в сутки.

Замминистра энергетики Казахстана Магзум Мырзагалиев также заявил, что и его страна хочет нарастить добычу. «Увеличение добычи нефти в целом в наших интересах… Сегодня у нас добыча варьируется между 1,7-1,8 миллиона баррелей в разные месяцы. Поэтому если бы квота (по увеличению добычи нефти) была бы на уровне 100 тыс барр – она бы нас устроила», – сказал он журналистам.

В Вене также обсуждался вопрос дальнейшей работы соглашения ОПЕК+. Александр Новак рассказал, что в рамках министерской встречи было положено начало дискуссии по проекту документа, о продолжении сотрудничества после 2018 года на более долгосрочную перспективу (первоначально соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК действовало полгода, потом несколько раз продлевалось, последний раз до конца 2018 года). «Был представлен проект соответствующей концепции сотрудничества, мы договорились о том, что в течение ближайших трех месяцев, к следующей встрече на уровне мониторингового комитета, будут подготовлены соответствующие предложения от всех стран, входящих и не входящих в ОПЕК, для подготовки этого документа». – сказал Новак. По его словам, ОПЕК+ после 2018 года может получить официальное наименование. «Она уже не будет называться ОПЕК+, мы думаем, как она будет называться», – уточнил министр. «Россию очень давно звали в ОПЕК, и никогда Россия не соглашалась, стремясь сохранить свою независимость в вопросах добычи и экспорта нефти.

Тем более в ОПЕК вряд ли Россия вступит сейчас, когда в 2014-2016 годах картель продемонстрировал, что без участия других стран не способен добиться роста или даже стабилизации цен на нефть. Для решения этой задачи потребовался ОПЕК+. Поэтому, скорее России стоит искать варианты формализации именно ОПЕК+, создания каких-то новых партнерских структур на базе ОПЕК+ или отдельных ключевых стран ОПЕК+», – считает Станислав Митрахович.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики