Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возрождение ОПЕК

Возрождение ОПЕК

Аналитик Игорь Юшков — о последствиях обновления глобальной сделки экспортеров нефти

Пока США ведут торговые войны против ЕС и КНР, британцы определяют дату Brexit, а европейские лидеры ссорятся из-за мигрантов, другие страны находят способ договориться в крайне сложных условиях. Речь идет о нынешнем соглашении ОПЕК+ об увеличении объемов добычи нефти.

Еще два года назад потенциал доверия был совсем иным. Мало кто считал, что ОПЕК договорится об объемах добычи — не то что со странами, не входящими в картель, но даже и внутри организации. Нефтяной патриарх Дэниел Ергин открыто говорил о том, что эра ОПЕК прошла.

С момента обвала котировок в 2014 году производители нефти начали войну всех против всех: добывали максимальные объемы вне зависимости от цены. Саудиты открыто говорили о том, что с рынка должны уйти «неэффективные производители». Речь о добыче сланцевой нефти и шельфовых проектах. Но после того как резервные фонды стали быстро таять, все поняли, что нужно что-то менять.

Важно понимать, что ребалансировка рынка влияет на цены не сама по себе, а опосредованно: трейдеры на бирже видят, что излишки сырья уходят с рынка, считают, что это приведет к дефициту и росту цен, и начинают скупать фьючерсы на нефть, пока они дешевы.

Например, когда в 2016 году подписали соглашение ОПЕК+, цены повысились: 29 ноября баррель Brent стоил $47, 30 ноября — $51,5, 1 декабря — $53,7. Хотя никакого изменения баланса спроса и предложения на рынке физической нефти не произошло.

После того как страны достигли главной задачи — повышения цен, — встал вопрос о судьбе соглашения ОПЕК+. Оно стало «чемоданом без ручки». Отказаться от него рискованно — цены могут вновь упасть. Сохранить ограничения в добыче — значит недополучать прибыль. К тому же американские сланцевые проекты наращивают производство, получая и долю на рынке, и прибыли от высоких цен. И все это стараниями участников сделки ОПЕК+.

Больше всех ситуация нервирует Саудовскую Аравию. Она хочет вывести свою Saudi Aramco на IPO. Получив высокие цены на нефть, нужно увеличить добычу, чтобы размещение акций принесло максимальную прибыль.

Россию в целом устраивала ситуация. В преддверии подписания соглашения ОПЕК+ мы поставили исторический рекорд по добыче и сокращали производство на 300 тыс. баррелей уже с этого пика. То есть Россия чувствует себя комфортно. Но и противодействовать увеличению квот Москве также бессмысленно, так как потенциал роста добычи у нас есть.

Противниками увеличения квот были Иран и Венесуэла. Каракас опустил добычу ниже, чем ему предписывала ОПЕК, по внутренним причинам (социально-экономический кризис). Тегеран опасается падения добычи, так как США вышли из сделки по ядерной программе: это создает риск оттока капиталов из нефтяных проектов исламской республики. Естественно, они воспринимали предложение саудитов и РФ как попытку перераспределить квоты.

В итоге компромисс нашли: официально участники ОПЕК+ увеличивают производство на 1 млн баррелей в сутки. По факту же рост составит 600–700 тыс. баррелей. То есть возможность увеличить производство дана всем. А тот, кто не может этого сделать (те самые 300–400 тыс. баррелей в сутки), виноват сам.

Участники сделки, вероятно, рассчитывают, что из-за наращивания добычи цены упадут не ниже $60 за баррель. Такой рубеж называли комфортным многие официальные лица. Россия, нарастив добычу на 200 тыс. баррелей в день, получит дополнительный доход в бюджет.

Кроме того, фактически мы видим возрождение ОПЕК, работающей теперь в расширенном составе. Россия и Саудовская Аравия как лидеры нового формата заявляют о готовности оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры: увеличивать или снижать объем производства.

Но важно помнить, что эта сделка существует, пока она работает. Если вдруг цены пойдут вниз, то, несмотря на усилия участников, мы все рискуем вернуться к состоянию «каждый сам за себя».

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ 

Опубликовано: Известия, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики