Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

И. Юшков: Членство России в ОПЕК может убедить рынок в сохранении высоких цен на нефть

Россия в ходе последней министерской встречи ОПЕК + получила предложение стать страной-наблюдателем в организации. Это не первое приглашение со стороны картеля, но хотя де-факто российские нефтяники уже регулируют добычу в рамках выделенных квот, оформлять отношения де-юре российские власти не торопятся. Отчасти причина в физической невозможности отрасли оперативно реагировать на решения ОПЕК об объемах производства. Кроме того, беспокойство вызывает политическая устойчивость организации, внутри которой по-прежнему есть разногласия, рассказал Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

– По факту с 2016 г., с момента подписания первого соглашения о "заморозке" добычи нефти, мы уже являемся членами ОПЕК. Россия взяла на себя обязательства по объемам производства и выполняет их, есть общая мониторинговая группа, которая контролирует выполнение соглашения. Согласование объемов добычи – это и есть основная обязанность членов ОПЕК.

Большой вопрос, нужно ли России де-юре становиться членом или страной-наблюдателем. С одной стороны, новый статус не будет нас ни к чему обязывать. Соглашение войти в ОПЕК – добровольное, страна может зайти в картель, если условия ее устроят, и выйти в любой момент без последствий и тяжелых обременений. Вступление в ВТО для России имело более серьезные последствия, нежели предполагаемое членство в ОПЕК. С другой стороны, есть информационный аспект: во многом формат соглашения ОПЕК+ и совместные решения принимаются для того, чтобы убедить трейдеров в сохранении высоких цен на нефть в долгосрочной перспективе. Возможно, членство России в ОПЕК даст трейдерам уверенность в том, что если цены упадут, то Россия и ОПЕК смогут оперативно согласовать понижение объемов добычи и цена пойдет вверх.

Россию уже не раз приглашали вступить в организацию, но в советское время ОПЕК воспринималась двояко. Картель считали союзником Соединенных Штатов, так как ключевым партнером США в ближневосточном регионе была Саудовская Аравия. Другая причина, почему Россия не вступила в ОПЕК – мы, в отличие от других членов, не можем оперативно регулировать объемы добычи. В классические времена члены ОПЕК встречались ежемесячно, устанавливали объемы производства и чуть ли не на каждый месяц выставляли новые квоты. Для нас это сложновато, за счет вывода скважин в ремонт и придерживания новых проектов мы можем держать определенные объемы добычи в долгосрочной перспективе, но понижать-повышать добычу ежемесячно наши компании не смогут.

В странах ОПЕК министерство энергетики страны может влиять на добычу. У нас, несмотря на то, что мы является участниками ОПЕК+ и регулируем добычу, те или иные требования выполняются благодаря джентльменскому соглашению. Как происходит в России: президент встретился с главами нефтяных компаний и предложил понизить добычу. Минэнерго не имеет полномочий указывать нефтяникам, сколько надо добывать – у нас либеральная модель рынка. Долгое время мы шли в одном направлении, перестроиться на другое сейчас будет довольно сложно.

Соглашение с ОПЕК+ мы исполнили без последствий, так как подписали его в момент пика добычи. С договором или без, производители бы "откатились" назад. Даже после "заморозки" в годовом исчислении добыча росла, и сегодня неясно, насколько долго мы сможем работать в новом формате, когда разрешено увеличить производство еще на 200 тыс. баррелей в сутки.

Говоря о перспективах картеля, стоит отметить, что ОПЕК сама по себе остается неустойчивой организацией. Противоречия внутри картеля довольно существенные: против решения о переформатировании сделки активно выступает Венесуэла и Иран, а первая попытка подписать документ ОПЕК+ об ограничении добычи в Дохе сорвалась, так как вето наложил наследный принц Саудовской Аравии. При таком количестве расхождений удивительно, что мы умудряемся договариваться в рамках этого формата.

Если к ОПЕК присоединится Россия и ряд других государств, члены картеля будут производить больше половины мировых объемов нефти. Сейчас эта цифра колеблется в районе 40%. Рынки станут рассматривать решения ОПЕК более детально и ориентироваться на них. 

Источник: Накануне.Ru, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики