Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Шаг к контрактам": три варианта маршрута второй нитки "Турецкого потока" назвал эксперт

"Шаг к контрактам": три варианта маршрута второй нитки "Турецкого потока" назвал эксперт

«Газпром» возобновил строительство второй нитки морской части газопровода «Турецкий поток». Как отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, окончательный маршрут «Турецкого потока» пока не согласован, поэтому риски по использованию второй нитки для поставок российского газа в Европу сохраняются. 

Укладка второй нитки "Турецкого потока"

Как говорится в сообщении оператора строительства газопровода «Турецкий поток», судно Pioneering Spirit возобновило укладку второй нитки морского участка проекта и продолжает двигаться по направлению к поселку Кыйыкей в Турции. В общей сложности по обеим ниткам на текущий момент уложено 1161 километр труб, что составляет 62% от совокупной протяженности газопровода.

«Риски, связанные с использованием газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа в Европу, сохраняются. До сих пор на уровне «Газпрома» не подписаны твердые контракты с компаниями стран, которые будут получать газ по этой трубе - речь идет в первую очередь про Грецию, Болгарию, Италию и Венгрию. 

Пока есть только предварительные межправительственные соглашения и меморандумы. Но, по всей видимости «Газпром» считает, что те переговоры, которые он ведет с властями и компаниями из Балканских стран и Италии, в итоге увенчаются успехом, и газ можно будет по этой трубе поставлять», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Три варианта маршрута 

Чуть ранее зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что компания в самое ближайшее время окончательно определит маршрут второй нитки «Турецкого потока». По его словам, в соответствии с процедурами Евросоюза и Еврокомиссии сейчас обсуждаются два основных варианта.

«Первый вариант предполагает поставки газа в Турцию, дальше Грецию, Албанию и Италию. Этот проект называется IGI Посейдон, он должен конкурировать с Трансадриатическим газопроводом, который тянет газ в Италию, остающейся крупнейшим рынком Южной Европы.

Второй вариант предполагает поставки газа в сторону Австрии через Балканы, проходя Болгарию, Сербию и Венгрию. Газ можно довести до хаба Баумгартен, либо сделать ставку на снабжение Балканских стран. Но из Баумгартена можно поставлять газ и в Италию и по другим направлениям, если построить соответствующую инфраструктуру. Но вопрос в том, кто будет ее строить? Если в случае с Южным потоком предполагались инвестиции «Газпрома», то здесь деньги должны найти европейские страны.

И третий вариант предполагает использование по реверсу Трансбалканского маршрута, по которому сейчас российский газ поставляется в Турцию, но впоследствии будет не востребован. Хотя европейские страны говорят о намерении использовать этот маршрут для своих источников, того же азербайджанского газа или с СПГ-терминалов Греции и Хорватии, но на самом деле с точки зрения антимонопольного права ЕС любой поставщик может его использовать. Поэтому Газпром вправе претендовать на допуск к Трансбкаланскому газопроводу», - объясняет Станислав Митрахович.

Напомним, что «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» в мае 2017 года. Первая нитка будет предназначена для турецкого рынка, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Начало поставок запланировано уже на конец 2019 года.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики