Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва выбирает для себя только коммерчески обоснованные энергетические проекты

Москва выбирает для себя только коммерчески обоснованные энергетические проекты

Москва поддерживает идею диверсификации маршрутов транспортировки газа. Об этом российский вице-премьер Игорь Сечин заявил в Анкаре после встречи с министром энергетики Турции. В то же время, энергетические проекты должны быть рентабельными, подчеркнул вице-премьер и в качестве примера посоветовал обратить внимание на проекты, которые реализует «Газпром».

Безусловно, в первую очередь Игорь Сечин имел в виду газопровод «Северный поток». Протяженностью 1200 километров, он соединит по дну Балтийского моря российский Выборг и германский Грайфсвальд. По нему в Европу первые 27 миллиардов кубометров газа поступят уже в 2011 году. Через год запланированная мощность достигнет 55-и миллиардов. И, как обещает «Газпром», сроки эти останутся неизменными: несмотря на мировой экономический кризис, российская сторона намерена твердо выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями.

Контрастом «Северному потоку» выглядит проект «Набукко», предполагающий переброску газа из региона Каспия на юг Европы. Пока европейские политики его основное «достоинство» видят в том, что он пройдет в обход России. Между тем ради подобного сомнительного превосходства участники данного проекта – Турция, Болгария, Венгрия, Румыния и Австрия идут на серьезные риски. Мнение генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова:

«В принципе, газ из «Набукко» может быть востребован. Но до сих пор непонятно, что это будет за газ. Сегодня называют три государства, которые должны на первом этапе заполнить этот газопровод: Азербайджан с семью миллиардами кубов, Ирак с семью миллиардами кубов и Египет с двумя миллиардами. Но вот насчет Ирака и Египта пока есть очень большие сомнения. Потому что Ирак, например, в отличие от нефти, серьезными запасами газа не обладает. А транзиты из Египта выглядят на сегодняшний день фантастической вещью, достаточно на карту посмотреть: нужно будет пройти через Иорданию и через Сирию. А Ближний Восток — это такая территория, которая может полыхнуть в любой момент. Да и вообще, газопровод пройдет в непосредственной близости от района постоянных боевых операций, которые проводятся на Ближнем Востоке тем же Израилем, например».

У Москвы нет оснований возражать против строительства «Набукко». Есть желающие – пусть строят. В конце концов, газа Европе надо много, и даже когда (или если) проект выйдет на запланированную мощность, он сможет покрыть от силы 15% европейских потребностей. Но в условиях рынка глупо забывать о коммерческой целесообразности. Потребители должны прикинуть, во что им обойдется газ из трубы «Набукко» — ведь в цену, помимо стоимости самого топлива, волей неволей будут заложены и все риски по обеспечению безопасности транзита. Так что у данного проекта две большие проблемы – потенциальное отсутствие газа, чтобы наполнить трубу, и нерентабельность. Эти два обстоятельства пока исключают возможность участия России в этом проекте, а такие предложения уже поступали.

Автор: Наталья Коваленко

Источник: Голос России, 22.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики