Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «В погоне за громкой энергетической политикой»: почему Польша заявила о своём праве требовать у «Газпрома» скидку

«В погоне за громкой энергетической политикой»: почему Польша заявила о своём праве требовать у «Газпрома» скидку

Польская компания PGNiG вправе потребовать от «Газпрома» снижения цены на топливо, которое поставляется в страну в рамках ямальского контракта. Такое частичное решение вынес Стокгольмский арбитражный суд, сообщила PGNiG. Между тем, как отмечают эксперты, ответ суда не означает начала юридического разбирательства. Поэтому «Газпром» не обязан что-либо отвечать Польше. Вместе с тем аналитики полагают, что российский концерн вполне может выступить со встречным иском.

Польша вправе претендовать на скидку от «Газпрома» на топливо, которое ей поставляется в рамках ямальского контракта. Соответствующее решение вынес Стокгольмский арбитражный суд, о чём сообщили в польской энергетической компании PGNiG. При этом решение суда является «частичным».

«Арбитражный суд Стокгольма признал аргументы PGNiG и постановил в частичном решении, что PGNiG может требовать снижения цены по долгосрочному контракту, в соответствии с которым «Газпром» поставляет газ в Польшу (так называемый ямальский контракт). На протяжении многих лет «Газпром» отвергал возможность такого изменения, поэтому цена контракта значительно превышала цены на западноевропейских рынках», — говорится на сайте компании. 

В связи с этим в PGNiG поприветствовали вердикт арбитража и выразили надежду, что им удастся добиться снижения цены в будущем.

«Суд принял во внимание ключевые аргументы PGNiG, указывающие на необходимость снижения цены в контракте, и отклонил официальные возражения «Газпрома», направленные на поддержание существующих нерыночных ценовых условий в ямальском контракте. Мы приветствуем решение суда, подтверждающее право PGNiG снизить цену в контракте, и мы ожидаем, что она будет снижена до уровня рынка на более позднем этапе разбирательства», — следует из пресс-релиза.

В компании напомнили, что по контракту имеют право на пересмотр цены. Им они и воспользовались в 2014 году, обратившись к «Газпрому». Затем в 2015 году польская сторона передала дело в Стокгольмский арбитраж, а в феврале 2016 года сформировала против российского партнёра иск.

Право Польши на пересмотр цены отмечают и эксперты. По их словам, это стандартная договорённость между поставщиками и потребителями.

«Ситуация стандартная. В каждом контракте «Газпрома» написано, что раз в два-три года стороны имеют право потребовать пересмотра формул ценообразования, то есть повысить или понизить цену. Поэтому здесь ничего экстраординарного нет. Все годы до обрушения цен на нефть и газ «Газпром» находился в состоянии, когда потребители либо обращались в суды, либо просто требовали изменения контракта и цен», — рассказал RT ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Однако, подчеркнул он, в данном случае позиции PGNiG весьма слабы, так как в 2014—2015 годах цены на газ, находящиеся в связке с нефтяными, и так рухнули.

«Цена для польской компании привязана к цене на нефть, поэтому когда в 2014—2015 годах начали снижаться цены на нефть, они снизились и на газ. Поэтому к чему именно апеллирует Польша в своих требованиях, совершенно непонятно», — пояснил эксперт. 

Ход за «Газпромом» 

Более того, считает Юшков, у «Газпрома» есть все основания требовать компенсаций от Польши.

«В более ранних случаях потребители указывали на тот факт, что на спотовых площадках цены на газ ниже, а у «Газпрома» по долгосрочным контрактам выше. И поэтому они хотели от российской компании скидку, чтобы было как на споте. Но сейчас всё наоборот. На споте цены выше, чем по контрактам «Газпрома», поэтому в польском случае значится большой вопрос, сможет ли компания доказать, что цены надо понизить. Думаю, что тут уже «Газпром» должен идти в суды и доказывать, что установленная им цена не рыночная, так как гораздо ниже нынешнего рынка, который составляют цены на СПГ на споте», — заявил он.  

В отношении же решения арбитража эксперт отметил, что оно пока российского поставщика ни к чему не обязывает. «Это только сигнал к тому, что стороны могут начать диалог на эту тему», — резюмировал он.

В борьбе за «независимость» 

В PGNiG же не забывают подчёркивать, что уже долгое время пытаются диверсифицировать свой бизнес. Так, основные надежды Польши связаны с трубопроводом Baltic Pipe, который позволит ей получать топливо от Дании. Его строительство, которое, к слову, ещё даже не начато, в Варшаве рассчитывают закончить к 2022 году. Как раз к этому сроку истечёт действие ямальского контракта, который Варшава продлевать не желает. Однако эксперты считают, что PGNiG не стоит рассчитывать на многое.

«Вообще у всех европейских поставщиков добыча газа падает. Новых месторождений нет, старые достаточно сильно выработаны и находятся на поздней стадии разработки. Что касается Дании, то нет абсолютно никакой надежды, что она сможет заменить Россию на польском рынке даже теоретически. Это просто чистая фантазия», — сказал в беседе с RT член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев.

Он также подчеркнул, что Россия является единственной гарантией дешёвых энергоносителей. «Поэтому к нам надо относиться совсем не так, как сейчас пытаются это дело представить США и как сейчас относится Европейская комиссия. К нам надо относиться как к главной надежде на гарантию энергообеспечения, а вовсе не как к какому-то регулятору, который может давить на европейскую промышленность», — уверен эксперт.

Погоней за пиаром называются и польские попытки закупать сжиженный природный газ у США. PGNiG даже заключила пятилетний контракт с британской компанией Centrica, которая будет поставлять топливо с расположенного в Луизиане терминала Sabine Pass. При этом цена на тысячу кубометров американского газа превышает российское предложение. На осенне-зимний период 2017—2018 годов она составляла около $265—295 за тысячу кубометров. Средняя же стоимость топлива из РФ, как отмечали ранее в «Газпроме», держится на уровне $190 за тот же объём.

«Это вассальские взаимоотношения и возможность показать, что они напрямую контактируют с таким значимым партнёром в лице США. И для Польши эдакий пиар-эффект перекрывает все финансовые потери. Они предполагают закупку небольших объёмов у американцев, зато всем рассказывают, что получают снабжение от самих США. Помимо этого Польша сейчас продавливает соглашение с Украиной, чтобы та закупала у Варшавы часть газа. Таким образом, всё это позволяет Польше вести пусть и имитационную, но очень громкую энергетическую политику в Евросоюзе», — считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.   

Авторы: Полина Духанова, Марианна Чурсина

Источник: RT, 30.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики