Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еще дешевле не получится: Польше не удается снизить цены на газ из России

Еще дешевле не получится: Польше не удается снизить цены на газ из России

В конце прошлой недели польская госкомпания PGNiG заявила о том, что Стокгольмский арбитражный суд в промежуточном праве подтвердил ее право требовать снижение цен на газ. Вчера, однако, «Газпром экспорт» сообщил уже, что арбитры отказали польской госкомпании в изменении цены на газ. Окончательное решение Стокгольмского арбитража еще не объявлено, но уже сейчас ясно, что Варшаве не удастся добиться такой же компенсации, как «Нафтогазу Украины». Ее сейчас в шведском суде оспаривает «Газпром». Кроме того, что Польша закупает сейчас более дорогой СПГ из Катара и США, поляки уже несколько лет покупают российский газ по ценам ниже европейских хабов и, как полагают эксперты, хотят получать его еще дешевле и даже начали внутрипольскую «охоту на ведьм», чтобы найти виновного, почему россиянам во время подписания газовых контрактов не выкрутили руки.

30 июня в PGNiG заявили, что арбитры согласились с доводами польской госкомпании, а глава PGNiG Петр Возняк — в Польше ожидают снижения цены контракта до уровня рыночных цен на более позднем этапе арбитражного производства. В Варшаве напомнили, что на протяжении нескольких лет «Газпром» отвергал любую возможность такого пересмотра, и в результате цена контракта для PGNiG якобы значительно превысила цены на западноевропейских рынках.

«Право любой из сторон потребовать пересмотра цены газа в случае существенных изменений на рынке изначально предусмотрено контрактом. Трибунал подтвердил наличие у ПГНиГ такого права, однако не согласился с предложенными польской компанией способом изменения цены и ценовой формулой. Кроме прочего, трибунал не согласился и с доводами ПГНиГ о том, что единственный релевантный фактор для ценообразования в долгосрочных контрактах на поставку газа — это цены на хабах», — уточнили промежуточное решение Стокгольмского арбитража в «Газпром экспорте».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что сейчас, когда цены по контрактам «Газпрома» существенно ниже хабовых, только очень неадекватный контрагент может требовать хабовой индексации. «Я подозреваю, что они хотят цену хаба с дополнительной скидкой. А для этого нет никаких оснований, учитывая, что они покупают более дорогой СПГ», — считает эксперт.

В польской госкомпании уже не раз заявляли, что российский газ по нефтяной формуле слишком дорог и хотели бы покупать его по ценам для германских компаний. Впрочем, судя по отчетности PGNiG, ей выгодно импортировать «голубое топливо» и по существующим условиям. По контракту, заключенному в 1996 году, польская госкомпания обязана выкупать в год не менее 8,7 млрд кубометров. При этом в прошлом году она импортировала почти на миллиард кубометров больше — 9,65 млрд, а в 2016 году на 1,5 млрд кубометров больше — 10,24 млрд. И в отчете за 2016 год в PGNiG написали, что компания непосредственно заработала на низкой цене газа из России. Маржа PGNiG при его продаже потребителям увеличилась, и в 2016 году EBIT (прибыль до выплаты налогов и процентов) выросла на 50% - до 1,28 млрд. злотых ($ 320 млн.).

Пересмотреть цену на газ PGNiG потребовала у «Газпрома» еще в 2014 году. Тогда это было логично, так как цены на газ с нефтяной привязкой существенно превышали спотовые. После этого цены на нефть рухнули и формула «Газпрома» оказалась выгодной для клиентов. Цены на российский газ продолжают оставаться одними из самых низких и сейчас. Поэтому Польша, очевидно, стремится сделать задел на будущее. Сейчас цены на нефть растут и цена газа по контрактам с привязкой к стоимости нефти может существенно вырасти. При этом «Газпром» уже несколько лет как работает с крупными клиентами с учетом цен на хабах и обязался перед Еврокомиссией в рамках урегулирования антимонопольного расследования учитывать этот фактор в отношении и стран Восточной Европы, включая Польшу.

Сама же Варшава до последнего времени только и делала, что ставила «Газпрому» палки в колеса по обоим «Северным потокам» и заявляла о планах отказаться от долгосрочного контракта на поставку российского газа после 2022 года. Логично, что в «Газпроме» будут стараться отказать полякам в снижении цен на газ максимально долго.

В Польше при этом других более дешевых источников газа пока нет. Если СПГ из Катара и США изначально был дорогим, то в Польше растет и стоимость добычи собственного. В первом квартале этого года PGNiG списала $ 66 млн на семь сухих скважин, которые легли в себестоимость внутренней добычи.

В ситуации, когда PGNiG не может убедить арбитров в Стокгольме снизить цены на газ из России экономическими доводами, а полякам по-прежнему рассказывают о дороговизне, в Варшаве решили устроить показательную «охоту на ведьм» и найти крайних. Высшая контрольная палата Польши (NIK) заявила о том, что обнаружила нарушения при заключении газовых контрактов с «Газпромом» в 2009—2010 годах. Там подтвердили, что Россия беспрерывно и в необходимых объемах обеспечивает Польшу газом. Однако вменили в вину тогдашнему министру экономики Вальдемару Павляку и PGNiG то, что они «не предприняли попыток получить в обмен на условия, выгодные для российской стороны, эквивалентные преимущества для Польши».

Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил на пресс-конференции, что в 2010—2017 годах страна потеряла на прибыли от транзита российского газа около $ 400 млн, так как Варшава потеряла контроль над техническим оператором польского участка газопровода «Ямал-Европа» — EuRoPol GAZ s.a. Зависимость от России усилилась, заметил чиновник.

Эксперты полагают, что заявление Петра Наимского можно считать политически надуманным, как и саму ситуацию. Во-первых, более 51% EuRoPol GAZ s. a контролируется именно польской госкомпанией. Во-вторых, заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач говорит о том, что никто никакой прибыли не терял. «Транзитное соглашение учитывает тот факт, что именно российская сторона финансировала строительство газопровода, а тариф установлен таким образом, чтобы компенсировать эти расходы, обеспечивая при этом норму доходности для акционеров «Европолгаза», — заметил эксперт.

Очевидно, что Варшава выбрала украинскую тактику борьбы с «Газпромом», которая не принесла Киеву пока ничего, кроме шума и экономических убытков. При этом польские власти не отказываются от поставок российского газа, а говорят лишь о том, что не будут продлевать долгосрочный контракт после 2022 года, компенсируя российский газ поставками СПГ и «голубым топливом» из еще не построенного «Балтийского газопровода» из Норвегии. В этой ситуации для российского холдинга самым проблемным является даже не то, чей газ в будущем будет потреблять Польша, а стабильный транзит газа в Западную Европу, где у «Газпрома» находятся более надежные партнеры. Германия получает ежегодно более 20 млрд кубометров по газопроводу «Ямал-Европа». В Варшаве уже не раз выступали не только за то, чтобы пересмотреть долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ s. a и тарифы на транспортировку российского газа. Заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев говорил агентству Reuters о разговорах о полном прекращении поставок газа в Германию через Польшу. В 2022 году заканчивается контракт и на транзит газа через Польшу. Поэтому польские власти могут использовать «транзитный» аргумент не только для поддержания антироссийских настроений в самой Польше и поддержания своих позиций в канун местных выборов в 2018 году, парламентских в 2019 году и президентских в 2020 году, но и попытаться с его помощью повлиять на цену российского газа. Правда, несмотря на то, что Польша наращивает закупки дорого СПГ, пока, в отличие от Украины, в Варшаве все-таки предпочитали разделять политическую риторику и бизнес. По крайней мере, поставки российского газа в первом квартале этого года только выросли.

Источник: EADaily, 03.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики