Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потеря Крыма обрекла Украину на стагнацию газовой добычи

Потеря Крыма обрекла Украину на стагнацию газовой добычи

Значительное увеличение объемов добычи газа на Украине невозможно в принципе – считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач

Украина потребляет значительно меньше газа, чем в 2013 году

Дело в том, что на Украине появилась информация, что ведущие энергетические компании страны обсуждают возможность увеличения добычи газа в стране. В частности, речь идет о продлении специальных разрешений на 39 месторождений природного газа компании ДТЕК бизнесмена Рината Ахметова, которая планирует к 2020 году достичь отметки в 3 млрд общегодовой добычи.

Данные ПАО «Укртрансгаз» говорят о том, что добыча газа на Украине в 2017 году увеличилась на 4,2 процента годовых или на 838,2 млн кубов и достигла 20,825 млрд кубов природного газа. При этом, потребление газа на Украине продолжило снижение и составило 28,4 млрд кубов газа, что на 6,3 процента меньше, чем в 2016 году, причем данный тренд сохраняется и в настоящее время. 

Данные «успехи» оказались возможными благодаря фактическому свертыванию украинской промышленности – например, в 2013 году Украина потребила 50,358 млрд кубов газа. Впрочем, это далеко не пиковый показатель для этой страны – например, в 1991 года, когда УССР еще была важнейшим компонентом советской экономики, она потребляла 118,1 млрд кубов.

Соответственно, определенные успехи в отказе от «российского газа» на Украине прослеживаются, но выражаются они только в переходе отопительной системы и электрогенерации на уголь, а также в отказе от целых отраслей промышленности. 

Развал экономики не спасет Украину от импорта газа

Все это идет одновременно с разрывом торгово-экономических связей между Украиной и Россией, поскольку большая часть продукции украинского машиностроения шло в нашу страну. Теперь на Украине эти предприятия остановились, что сразу вылилось в падение ВВП и резкое сокращение рабочих мест – из-за этого, например, произошел стремительный рост экспорта украинской рабочей силы.

В результате, отказ от газа идет в ногу с отказом Украины от своей национальной промышленности, которая до 2014 года приносила данной стране основной доход. И, в любом случае, выбор Киевом уже сделан, причем, основной вопрос заключается в том, а может ли Украине в рамках дальнейшей деиндустриализации и падения уровня производства хватить собственных запасов.

«Потенциала для роста внутреннего рынка газа на Украине нет. Украина пребывает в тяжелом экономическом положении, а также на эту страну давит требование со стороны МВФ по увеличению внутренних цен на газ», - заключает Гривач.

Все это касается населения и социального сектора, поэтому, как считает эксперт, это, в любом случае, будет и дальше продавливать спрос на газ вниз, но на деле это не приведет к тому, что добыча газа на Украине сравняется с его потреблением. 

Украина не сможет поднять добычу газа при текущих тарифах

«Что касается увеличения добычи газа на Украине, которая в рамках такой системы координат должна быть направлена не на увеличение его спроса, а на снижение объемов импорта, то это является бесперспективным проектом», - резюмирует Гривач.

По словам Алексея Игоревича, «заявить – это еще не значит жениться», поэтому для того, чтобы Украине реально увеличить свою внутреннюю добычу, данной стране нужно иметь, во-первых, эффективно функционирующую газовую отрасль, а, во-вторых, большое количество реальных запасов природного газа, а ни первого, ни второго на Украине на сегодня нет.

«Поэтому после небольшого всплеска внутреннего производства за счет повышения базовых цен на газ на Украине ожидается стагнация, поскольку новые инвестиции в эту отрасль украинской экономики больше не придут», - констатирует Гривач.

Данная неприглядная картина отражается на качестве сервиса в области добычи и потребления газа на Украине, а также на состоянии внутренних запасов в этой стране, которые не смогут позволить украинцам покрыть внутренние нужды. 

Все украинские рассуждения по газу имеют спекулятивный характер

Заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что все эти украинские прожекты по увеличению внутренней добычи газа лишены всяких оснований.

«До событий 2014 года химическая и сталелитейная промышленность Украины закупала порядка 40-45 млрд кубов газа в год. И здесь надо учитывать, что 20 млрд кубов украинцы добывали сами, причем многие из этих газовых объектов были на шельфе возле Крыма, и контроль за ними официальный Киев в настоящий момент потерял», - заключает Суздальцев.

Теперь расклад на Украине изменился – часть промышленности осталась на территории ДНР и ЛНР, а в подконтрольной Киеву части идет процесс деиндустриализации, поскольку многие украинские предприятия были официально признаны «отсталыми».

«Крымские месторождения теперь Украине не подконтрольны, хотя, конечно, возможно какие-то месторождения газа украинцы найдут где-то еще в другом месте, но все это не решит их объективных проблем», - резюмирует Суздальцев. 

Даже при условии дальнейшей деиндустриализации страны и деградации структуры народного хозяйства.

«Поэтому даже снижение потребностей не спасет здесь украинцев, из-за чего они сейчас с таким интересом относятся даже к самым экзотичным проектам вроде газопровода TANAP из Азербайджана», - констатирует Суздальцев.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 05.07.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики