Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Одной "Силы Сибири" китайцам мало

Одной "Силы Сибири" китайцам мало

Поднебесной потребуется несколько таких трубопроводов, чтобы удовлетворить растущие аппетиты

Китайцы наполовину построили первый из трех участков трубопровода, который приведет природный газ из «Силы Сибири» от Иркутска и Якутии до самого Шанхая. Стройка идет по плану, а «Газпром» предлагает Поднебесной не ограничиваться «восточной» трубой и начать строить вторую «Силу» по западному маршруту. Позиции «Газпрома» выглядят выигрышными на фоне прогнозируемого резкого роста спроса КНР на газ.

Китай наращивает потребление газа, и есть ощущение, что Поднебесная все больше заинтересована в поставках российского газа. Строительство северного отрезка восточного маршрута китайско-российского газопровода завершено на 51%, сообщил замруководителя строительства Ли Вэньцзе. 

По его словам, реализация проекта идет строго по плану, на стройке задействованы 4 тыс. строителей и более 2 тыс. техники. Отрезок между городом Хэйхэ и уездом Чанлин (между ними около 900 км) будет готов к сдаче в эксплуатацию в октябре 2019 года. Однако весь трубопровод растянется на 3371 км, пройдет через девять провинций Китая – до самого Шанхая. Со строительством еще двух его участков (Чанлин–Юнцин и Юнцин–Шанхай) обещают не затягивать и ввести в эксплуатацию к концу 2020 года.

Хэйхэ расположен на границе с Россией, именно здесь китайская труба должна в декабре 2019 года принять газ из «Силы Сибири», которую «Газпром» уже к маю построил больше чем на 80%.

«Газпром» и китайская CNPC подписали договор о поставках российского газа в Китай по так называемому восточному маршруту в мае 2014 года. Договор стоимостью 400 млрд долл. заключен на 30 лет и предполагает ежегодную поставку 38 млрд куб. м. Правда, в первый год работы «Силы Сибири» по ней поставят в КНР только 4,6 млрд куб. м, в 2021-м – 10 млрд, потом 16 млрд, а на запланированные 38 млрд удастся выйти только в 2025 году. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер обещал, что за 30 лет удастся поставить в Поднебесную 1 трлн куб. м газа.

Газ по «Силе Сибири» пойдет с Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска на границе с Китаем – на расстояние около 2200 км. На втором этапе будет построен еще один участок газопровода, от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского – около 800 км.

Уже договорились, что поставки должны начаться 20 декабря 2019 года. Китайцы планируют соединить в будущем этот газопровод с действующей сетью, так что сибирский газ попадет в дома и на северо-востоке страны, и в районы у Бохайского залива и дельты реки Янцзы.

И газа китайцам нужно все больше, причем не важно, в трубе или сжиженного. Из-за проблем с экологией власти страны объявили программу сокращения использования угля в быту и в энергетике, в 2017 году использовать газ начали 3,94 млн домохозяйств. Быстрый рост спроса приводит к проблемам: прошлой зимой в некоторых районах страны, включая Пекин, был острый дефицит газа, из-за чего очень сильно выросла его цена.

Собственного экологичного топлива КНР не хватает, поэтому страна вот-вот станет самым крупным импортером природного газа в мире. По данным Академии общественных наук КНР, в 2017 году потребление газа в Китае составило 237,3 млрд куб. м, к 2030 году спрос возрастет до 520 млрд куб. м в год, а к 2050 году – до 800 млрд. Именно из-за китайского спроса аналитики даже изменили свои прогнозы по производству СПГ в мире, если раньше предсказывали перепроизводство, то теперь пророчат дефицит (см. «НГ» от 29.06.18).

«Газпром» старается не упустить своего шанса и договаривается как о расширении поставок со стороны Дальнего Востока, так и о начале строительства еще одного трубопровода, по так называемому западному маршруту, он же бывший «Алтай», он же «Сила Сибири – 2». Этот маршрут предусматривает создание новой трубопроводной системы в рамках уже действующего транспортного коридора от Западной Сибири до Новосибирска, надо будет только продолжить его до российско-китайской границы.

«Экологическая ситуация в крупных городах КНР порождает протестные настроения, поэтому поставки по «Силе Сибири» будут важны для Китая, который в 2017 году добыл 149 млрд куб. м газа, а потребил 240,4 млрд куб. м, причем рост потребления за год составил около 30 млрд куб. м», – рассказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, выгодность трубопроводных поставок газа из России заключается в отсутствии стран-транзитеров и зон международной напряженности, таких как Южно-Китайское море, где постоянно присутствуют военно-морские силы других стран. «К тому же в России нет серьезной опасности сепаратизма и крупных террористических атак, в то время как у крупнейшего поставщика газа в Китай – Туркменистана есть угроза террористического давления на южных границах. Риски прекращения или сокращения поставок газа из Туркменистана подталкивают Китай к активизации переговоров с «Газпромом» по «Силе Сибири – 2», который может компенсировать Китаю сокращение поставок из Средней Азии. У этого газопровода есть готовая ресурсная база – месторождения Западной Сибири. Не нужно строить длинный участок газопровода, чтобы привести его к границе с Китаем», – говорит Юшков.

Свою долю на рынке КНР получит и российский сжиженный газ. На днях танкеры ледового класса с газом «Ямал СПГ» открыли самостоятельную навигацию в Китай по Северному морскому пути. Когда в 2020 году все три производственные линии «Ямал СПГ» будут запущены, китайская CNPC будет импортировать 3 млн тонн СПГ в год (этот объем примерно равен 4 млрд куб. м газа).

«Китай хочет диверсифицировать источники поставки газа. Он мог бы увеличить потребление СПГ, но это приведет к существенному росту цен, о чем говорит пример зимы 2017 года. К тому же почти весь СПГ (кроме российского) приходит в КНР через южную акваторию, где сохраняются риски военного конфликта», – говорит Юшков.   

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 09.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики