Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Борьба США с "Северным потоком-2" оставит Европу без газа, а Украину без денег

Борьба США с "Северным потоком-2" оставит Европу без газа, а Украину без денег

Намерение конгресса США изучить последствия строительства "Северного потока-2" – это попытка напрямую вмешаться в проект. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Ни к заботе об интересах Европы, ни к попыткам защитить Украину стремление американцев помешать строительству "Северного потока-2" отношения не имеет. В этом Штаты откровенно расписались, когда в августе 2017 года приняли пакет санкций против этого газопровода – там откровенно написано, что ограничения призваны укрепить американскую газовую промышленность, создать новые рабочие места и принести прибыль бюджету. Ни о ком другом в борьбе с проектом, кроме себя, в США просто не думают.

Более того, Украина и Европа станут первыми пострадавшими в этой американской политике. В данной ситуации вообще не ясно, на что надеется Киев. Совершенно очевидно, что США стремятся ограничить экспорт российского газа в Европу, "заперев" его на украинском маршруте. Столкнувшись с дефицитом газа, в ЕС поднимут цену на этот товар, что сделает американский сжиженный природный газ (СПГ) конкурентоспособным в регионе. Но Украина в любом случае потеряет деньги – российский транзит будет сокращен американцами до минимума, в нем Штаты не заинтересованы", - отмечает эксперт. 

В американский конгресс внесен законопроект, согласно которому госсекретаря, министра финансов и директора Национальной разведки США могут обязать подготовить доклады в связи со строительством газопровода "Северный поток-2". Предлагается изучить последствия строительства трубопровода. Инициаторы демократ Деннис Хек и республиканец Тед По объявили, что газопровод "увеличит зависимость Европы от российских поставок газа и дестабилизирует эффект для правительства Украины, если эта страна в результате строительства газопровода лишится доходов от газового транзита".

"Власти США не могут приказать частным компаниям продавать газ в Европу, они лишь могут создать условия, по которым в Евросоюзе возникнет спрос на американский СПГ. от этого американская экономика получит неплохие прибыли в виде налогов и доходов добывающих компаний, но главной пострадавшей должна стать Европа. Россию в эту статистику даже не включают – у нее любыми нечестными способами пытаются отнять часть традиционного рынка, куда она экспортирует сырье.

Европе же американцы назначили незавидную роль. Повышение цен на газ в результате вытеснения конкурентного российского товара приведет к повышению цен практически во всех отраслях экономики. Отсутствие дешевого доступного газа вызовет рост коммунальных тарифов и даже себестоимости внутреннего производства, так как дешевой электроэнергии уже не будет. В итоге все конечные европейские товары станут менее конкурентоспособны на глобальном рынке, а финансовое благополучие европейцев заметно снизится. Эту "жертву" американцы считают приемлемой ради собственных прибылей. Банкет Штатов оплатит Европа", - подчеркивает аналитик.

США отчаялись надеяться на других

В случае одобрения законопроекта конгрессом, директору Национальной разведки США предстоит подготовить доклад о том, как строительство газопровода повлияет на энергетическую безопасность ЕС, а также какое воздействие реализация "Северного потока-2" окажет на интересы США и Украины. Указывается, что Штаты должны продолжать выступать против реализации проекта газопровода на территории Европы, а также принять "дипломатические меры" для пресечения строительства подобных газопроводов. 

В начале июля депутаты Верховной рады Украины призвали Брюссель максимально использовать возможности украинской газотранспортной сети и остановить строительство "политически мотивированного" газопровода "Северный поток-2". Незадолго до этого побывавший в США спикер Верховной рады Андрей Парубий заявил, что теперь "точно знает", что строительство нового газопровода из РФ в Европу будет остановлено. В подробности, какими методами Вашингтон намерен этого достичь, украинский депутат не вдавался.

"Судя по всему, американцы поняли, что чужими руками остановить проект "Северный поток-2" остановить не удастся – придется браться за дело самим. В частности, отменить строительство газопровода не смогли многочисленные иски Польши, добивавшейся запрета на создания совместного предприятия и упиравшей на нарушения антимонопольных законов. Не остановит проект и Дания, не дающая разрешение на прокладку труб в своих территориальных водах – суверенную зону просто обойдут.

При этом шансов ввести какие-то "дипломатические меры" против "Северного потока-2" у Штатов нет – с Россией диалог итак практически отсутствует, а экономическая конфронтация с Европой лишь нарастает. Какие-то проблемы для проекта могут составить только меры прямого экономического воздействия – санкции. В частности, те, что были приняты в августе прошлого года – их до сих пор не утвердил для ввода в действие президент США Дональд Трамп.

В частности, там подразумевается запрет на оказание услуг России при строительстве ею новых газопроводов. "Газпром", конечно, заявит, что "Северный поток-2" не новый, а уже активно строится, но вряд ли Штаты это остановит. А значит, у проекта могут появится проблемы с судами-трубоукладчиками – собственных у "Газпрома" нет, приходится арендовать у специализированных компаний. То есть какие-то риски у газопровода из-за прямого вмешательства США остаются, но пока все говорит за то, что трубопровод все же будет проложен в срок", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 10.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики