Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша вытряхнет карманы «Газпрома»

Польша вытряхнет карманы «Газпрома»

Стокгольмский арбитраж признал право компании PGNiG требовать снижения цены на российский газ

Стокгольмский арбитраж снова принял решение не в пользу российского «Газпрома». На сей раз суд признал за польской компанией PGNiG право требовать снижение контактной стоимости газа, поставляемого по маршруту «Ямал — Европа». Пока что решение предварительное, но в Варшаве не сомневаются и в окончательном успехе.

«Арбитражный суд в Стокгольме признал доводы PGNiG и постановил в частичном решении, что имеется контрактная предпосылка, дающая право PGNiG требовать снижения цены в долгосрочном контракте, на основании которого „Газпром“ поставляет газ в Польшу», — сообщили в польской компании.

Представители компании рассказали, что суд удовлетворил ключевые аргументы, которые указывают на необходимость снижения контрактной цены, и отверг доводы российской стороны, направленные на поддержание существующих условий оплаты.

PGNiG потребовала пересмотра контрактной цены еще в 2014 году, но договориться с «Газпромом» не смогла, и дело было передано в арбитраж. В компании утверждают, что из-за отказа от пересмотра цен стоимость газа для Польши значительно превышала его стоимость на западноевропейских рынках. Теперь в Варшаве ожидают снижения цены на газовые контракты.

Польша потребляет 15 млрд. кубометров газа в год. Треть этого объема она добывает самостоятельно, а остальное импортирует. Главным поставщиком газа для страны остается российский «Газпром», на основании долгосрочного контракта с которым она может ежегодно приобретать 10,2 млрд. кубометров газа.

Несмотря на это польские власти неоднократно заявляли, что стремятся найти замену российскому газу до 2022 года, когда завершается срок действия долгосрочного контракта с «Газпромом». Среди возможных альтернатив — увеличение объемов покупки Польшей сжиженного природного газа, который пока в небольших объемах поставляется в страну из США и Катара и регазифицируется на терминале СПГ в Свиноуйсьце. Правда, пока что состоялась лишь одна торжественная поставка из США, после чего польские власти признали, что газ обходится дороже российского, сообщалось, что они намерены продолжить закупки — только на более выгодных условиях.

Другой вариант — строительство газопровода Baltic Pipe, который в проекте должен соединить Польшу с норвежским шельфом через Данию. Однако пока что этот проект существует только в планах польских властей, а остальные страны не слишком заинтересованы в нем, так как не уверены в рентабельности.

Поэтому стремление Польши добиться снижения контрактной цены от «Газпрома» вполне понятно. Ведь отказаться от российского газа, несмотря на все резолюции, Варшава пока не в состоянии, а вот платить России за этот газ Польше не очень хочется. Однако, как объяснил «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, говорить о том, что поляки смогут добиться снижения цены на газ пока рано. Суд лишь признал право Польши на то, чтобы подать такую заявку и вести переговоры с «Газпромом». Но с учетом того, что с 2014 года цены на газ и так значительно снизились, перспективы Варшавы на получение скидки или пересмотр стоимости не так уж очевидны.

— На самом деле, это история из прошлого, — говорит Игорь Юшков. — На протяжении 2010-х годов многие европейские клиенты подавали заявки на пересмотр цены, так как в их контрактах было прописано, что несколько раз за определенный период они имеют право потребовать пересмотра условий соглашения. В частности, это касалось формул ценообразования.

Спор между польской компанией и «Газпромом» в арбитраже был именно о том, имеет ли PGNiG право подать эту заявку на пересмотр цены сейчас. Поэтому решение Стокгольма не значит, что «Газпром» обязан немедленно снизить цену для поляков. Это означает только, что теперь стороны имеют право пойти в суд и там выяснять, будут ли вноситься изменения в контракт.

Вероятно, теперь предстоят эти судебные разбирательства, но для самой Польши они могут оказаться не очень-то выгодными.

«СП»: — Почему?

—  Потому что когда они начали требовать пересмотра контракта, цены на газ для них действительно были высокими. Поляки аргументировали свой иск тем, что на спотовом рынке цены были ниже, поэтому и они не должны так много платить. Такие же доводы ранее использовали другие клиенты «Газпрома», и тогда в процессе переговоров российская компания, как правило, давала им скидки или пересматривала стоимость газа задним числом.

Но с 2015—2016 годов ситуация изменилась. В связи с падением цен на нефть, цены по долгосрочным контрактам «Газпрома» стали ниже, чем спотовые контракты и уж тем более чем сжиженный газ. Поэтому успех Польши в этом разбирательстве не так уж очевиден. Более того, «Газпром» сам может потребовать в суде повысить цену на основании того, что рыночные цены на споте и по СПГ намного выше. Если говорить о рыночных ценах, Польша сейчас платит меньше, чем положено. Так что ситуация для них не однозначная, и еще вопрос, пойдут ли они на разбирательство о пересмотре цены на газ. Когда они подавали иск в арбитраж в 2014 году, такой шаг имел смысл, но сейчас он его потерял. Не исключаю, что после победы в Стокгольмском арбитраже польская сторона может вообще не пойти в суд, чтобы не рисковать получить встречный иск от «Газпрома» о повышении цены.

«СП»: — Польские власти много говорили о том, что собираются вообще отказаться от российского газа после 2022 года. Удалось ли Варшаве уже снизить зависимость от «Газпрома»?

— Польские власти пока не отказываются от своих слов, но все чаще говорят, что если условия поставок будут выгодными, они будут и дальше покупать российский газ. Нынешнее судебное разбирательство выглядит, как попытка показать, что такие выгодные условия Польша может получить. Потому что если условия сейчас такие плохие, кто мешает отказаться от российского газа уже сегодня? В Польше построен СПГ-терминал на пять миллионов тонн сжиженного газа, но страна не пользуется им на полную мощность. Если бы Варшаве было выгодно закупать сжиженный природный газ, а другого альтернативного поставщика у них нет, они бы уже это делали.

Поэтому все эти заявления об отказе от услуг «Газпрома» — это некое лукавство и общая антироссийская позиция. На словах Варшава говорит о том, какой плохой российский газ и что нужно от него отказываться, а когда доходит до дела, мы видим, что из 15 миллионов кубов они больше десяти закупают у нас. Причем двумя способами.

Первый — непосредственно по трубе «Ямал-Европа», а второй — скупая излишки российского газа на немецком спотовом рынке. Причем эти излишки они затем передают клиентам «Газпрома», которые также получают сырье по трубе «Ямал-Европа», а себе забирают газ на польско-белорусской границе. Таким образом, они экономят на том, что физически не прокачивают часть газа через свою территорию. Такая интересная схема позволяет экономить на транзите.

На самом деле Польше очень выгодно закупать российский газ, и лучшего предложения никто им не дает. Поэтому не совсем понятно, как они откажутся от «Газпрома». Тем более что европейцы требуют от них сокращать долю потребления угля в энергетическом секторе, а Польша остается одним из лидеров в Европе по этому показателю. Одно дело — баловаться катарским газом или разочек купить американский СПГ, и совсем другое — когда надо заменить десять миллиардов кубометров газа ежегодно. Большой вопрос, сможет ли Польша это сделать. 

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 02.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики