Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трамп завязал «Северный поток-2» в гордиев узел

Трамп завязал «Северный поток-2» в гордиев узел

США шантажом заставляют Германию повысить военные расходы

Президент США Дональд Трамп считает неприемлемой реализацию проекта газопровода «Северный поток-2». Об этом он заявил 11 июля в ходе рабочего завтрака с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.

«Германия платит миллиарды и миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Это абсолютно неприемлемо. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов РФ. НАТО должна что-то с этим сделать, хотя я не знаю, что вы можете сделать», — сказал Трамп.

Хозяин Белого дома также назвал Берлин заложником Москвы. «Германия полностью контролируется Россией. После строительства нового трубопровода более 70% поставок природного газа будут поступать из России», — добавил он.

Заметим: маршрут газопровода проходит через воды России, Финляндии, Германии и Дании. В настоящий момент все эти страны, за исключением Дании, согласовали прокладку трубы. Причем, как заявила компания-оператор Nord Stream 2 AG, на случай отказа Копенгагена есть план обхода Борнхольма с севера. Разрешение Копенгагена все равно потребуется, но у властей в данном случае не будет формального повода для отказа.

Что до позиции Берлина, представитель Минэкономики ФРГ Анника Айнхорнв конце июня твердо заявляла: США сообщили властям Германии, что пока не собираются вводить санкции в отношении газопроводов. По ее словам, «это все, что у нас есть». Но теперь, получается, Трамп грозит ситуацию переиграть.

Напомним: по закону «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) американцы могут ввести санкции в отношении российских экспортных трубопроводов. Такой шаг может не только осложнить строительство, но и — в теории — ударить по компаниям, которые будут покупать газ из «Северного потока-2».

Понятно, что жестко критикуя канцлера ФРГ Ангелу Меркель за готовность «выплачивать России миллиарды за поставки газа», Трамп добивается от Берлина увеличения расходов на оборону.

Незадолго до саммита НАТО в Брюсселе президент США разослал письма лидерам стран ЕС. В них он указывал, что налогоплательщики в Штатах не понимают, почему европейские страны не выполняют своих обязательств по безопасности. Еще в 2006 году страны-члены альянса приняли решение вносить в бюджет НАТО не менее 2% от ВВП. Однако сегодня это правило соблюдают всего пять государств из 27, входящих в альянс.

Трамп заверил, что заставит всех членов НАТО платить необходимые взносы. В качестве примера несоответствия расходов он привел долю ВВП, которую тратят США и Германия на оборону — 4% и 1,24% соответственно.

Фактически, сейчас Трамп ставит Берлину ультиматум: либо увеличение отчислений на оборону, либо санкции против «Северного потока-2». Блефует ли президент США или идет ва-банк?

— Трамп действительно рассматривает «Северный поток-2» как удобный инструмент давления на Берлин, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Проект давно вызывает вопросы у американских законодателей, и у президента США есть реальная возможность осложнить постройку трубы путем введения новых санкций.

Пока на такой шаг Трамп не идет, но европейские партнеры «Газпрома» этот сценарий учитывают. Юристы европейских энергетических холдингов периодически делают осторожные заявления на счет будущего проекта. Смысл их сводится к тому, что, если США все же введут санкции, европейцы вынуждены будут повиноваться.

Думаю, тем не менее, что «Северный поток-2» будет достроен в любом случае. Хотя бы потому, что в этом крайне заинтересован Берлин. Немцы этого не афишируют, но именно новый газопровод позволит ФРГ стать главным транзитером «голубого топлива» в Европе. Суммарная мощность «Северного потока-1» и «Северного потока-2» составит около 110 млрд. кубометров газа в год, что позволит свести к минимуму украинский транзит.

К тому же глава «Газпрома» Алексей Миллер не исключил возможность строительства газопровода «Северный поток-3» при наличии спроса на газ. Если будет реализован и этот проект, Германия окажется просто в исключительно выгодном положении.

С точки же зрения Трампа, повторюсь, «Северный поток-2» является хорошим рычагом давления. Масштаб немецких вливаний в проект сопоставим с военными отчислениями в НАТО. И это позволяет Трампу представлять дело так, будто Берлин дает «Северному потоку-2» все, а партнерам по альянсу — ничего.

«СП»: — Трамп может добиваться от Берлина не только повышения военных расходов, но и квоты на поставки СПГ для американских производителей?

— Такой размен вряд ли возможен. Думаю, даже Трамп не способен заставить немцев, при наличии свободного рынка газа, покупать «голубое топливо» за океаном по более дорогой цене.

На такую схему можно подсадить разве что республики Прибалтики. Да и то потому, что они аффилированы с Вашингтоном, и ради демонстрации этой политической связки готовы платить больше.

Главы европейских энергетических концернов, как один, очень скептически оценивают перспективы американского СПГ. Заокеанский сжиженный газ может быть конкурентным на азиатских рынках, но никак не в Европе. Достаточно напомнить, что тестовые поставки из США, которые на начальном этапе сопровождались громким пиаром, тихо сошли на нет. И верениц американских танкеров с СПГ, идущих в Европу, мы сегодня не видим.

«СП»: — Что произойдет, если Трамп все-таки введет санкции против «Северного потока-2»?

— В этом случае, прежде всего, российской стороне придется поменять юрисдикцию судна-трубоукладчика. Это, замечу, сделать нетрудно. Труднее решить вопрос со схемами финансирования проекта странами-партнерами. Но и это возможно — например, через выпуск дополнительных бумаг «Газпрома», которые можно будет покупать без ограничений, и таким способом привлекать инвестиции. Словом, в нынешних условиях остановить постройку газопровода почти нереально.

А вот на сбыт газа, поставляемого по «Северному потоку-2», санкции вообще не повлияют. Чтобы запретить иностранным компаниям покупать российский газ, нужно вводить против России санкции по модели Ирана. Это чересчур даже для «ястребов» Трампа.

«СП»: — Дональд Трамп ультимативно, в форме прессинга, ставит вопрос о «Северном потоке-2». Не создает ли он тем самым дополнительную переговорную площадку перед встречей с Владимиром Путиным?

— Это вполне возможно. Повестка встречи Путина и Трампа весьма обширна, и тема энергетики в ходе переговоров точно будет затронута. Другое дело, что о конкретных разменах, включающих поставки газа в Европу, которые будут обсуждать лидеры двух стран, мы едва ли не узнаем. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 11.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики