Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия присматривает за нефтью Венесуэлы

Россия присматривает за нефтью Венесуэлы

Россия продолжает укреплять сотрудничество с Венесуэлой. В ходе завершившегося вчера визита вице-премьера Игоря Сечина между двумя странами были подписаны соглашения, которые касаются создания совместного предприятия между "Газпромом" и венесуэльской нефтегазовой корпорацией Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA) об оказании сервисных услуг в нефтегазовой промышленности. Помимо этого стороны парафировали проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, а ОАО "Рускаоин" и венесуэльская корпорация "Гуайаны" утвердили устав совместного предприятия по производству керамических изделий.

Одним из самых заметных мероприятий в ходе поездки стала встреча Игоря Сечина с министром энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом. Высокопоставленные чиновники обсудили перспективы работы совместного предприятия по разработке блока "Хунин-6" в районе нефтеносного пояса реки Ориноко в Венесуэле. 

Российский вице-премьер посетил "Хунин-6", где ознакомился с особенностями процесса добычи так называемой тяжелой нефти. Совместное предприятие (СП) образовано PdVSA и Национальным нефтяным консорциумом, который был создан осенью 2008 года российскими нефтяными компаниями "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и ТНК-BP. "Сотрудничество со странами, находящимися в относительной близости к США, нужно России в первую очередь с геополитической точки зрения. 

В случае с Венесуэлой нефтяная отрасль является самой главной базой, на которой можно развивать совместную деятельность. Для российских компаний это также интересно: они расширяют свою ресурсную базу", — полагает аналитик "КИТ Финанса" Константин Черепанов. 

По оценкам PdVSA, нефтедобыча на "Хунин-6" площадью 447,7 кв. км уже на стартовом этапе может составить 200 тыс. баррелей в сутки (около 10 млн тонн в год — это примерно девятая часть годовой добычи ЛУКОЙЛа).

По словам Рафаэля Рамиреса, российско-венесуэльское СП может начать работу уже в сентябре. "На более позднем этапе объем добычи может составить до 1 млн баррелей нефти в сутки (около 50 млн тонн в год)", — прогнозирует Рамирес. 

"Заявленные объемы добычи достаточно велики. 50 млн тонн — это 10% от добычи нефти в России и более 1% от добычи нефти в мире", — комментирует аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. 

На мировые нефтяные цены, впрочем, деятельность российско-венесуэльского СП вряд ли сильно повлияет. " Венесуэла входит в ОПЕК, и на нее распространяются квоты на добычу нефти. Даже если партнеры захотят, чтобы проект работал на полную мощность, а квоты будут меньше, властям Венесуэлы нужно будет выполнять требования ОПЕК " , — отмечает Константин Черепанов. 

Венесуэла не единственная нефтегазовая страна, где присутствуют российские компании. У "Газпрома " есть проекты в Ливии, ЛУКОЙЛ работает в нескольких странах Латинской Америки и Африки, "Роснефть" — в Алжире. Однако Венесуэла остается наиболее интересным для России партнером по нефтяной отрасли благодаря своим ресурсам. Всего, по предварительным оценкам, в нефтеносном поясе реки Ориноко залегает 235 млрд баррелей тяжелой и сверхтяжелой нефти. В настоящее время разведанные извлекаемые запасы нефти Венесуэлы достигли более 172 млрд баррелей. После завершения международной сертификации всех блоков в бассейне Ориноко они могут составить 314 млрд баррелей, и Венесуэла по разведанным запасам нефти может занять первое место в мире. 

Несмотря на огромные запасы нефти, отсутствие геологических рисков и наличие взаимных экономических интересов, сотрудничество России и Венесуэлы, однако, может быть осложнено. "Власти Венесуэлы ужесточили налоговое законодательство, что не устраивает российские компании. Кроме того, перспективы сотрудничества зависят еще от политической ситуации и мировых цен на нефть, так как капвложения российских компаний очень велики, и их необходимо оправдать", — говорит Валерий Нестеров. 

Кто кому нужнее: мы Венесуэле или Венесуэла нам? 

Владимир Давыдов, директор Института Латинской Америки РАН, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор 

- Здесь наблюдается взаимная заинтересованность, так что как-то склонять чашу весов в ту или иную сторону я бы не стал. Причем, на мой взгляд, у России сейчас удельный вес экономических мотивов во внешнеполитической деятельности намного больше, чем это было раньше. Правда, экономический интерес может реализоваться и на рынке колготок, и на рынке вооружений. Но в данном случае речь идет о конкурентоспособной продукции, которой обладает Российская Федерация, и она хотела бы реализовать это свое конкурентное преимущество на мировом рынке (в данном частном случае — в Венесуэле). 

При этом что касается совместных нефтегазовых проектов, то для России представляет несомненный интерес координация политики стран — производителей и экспортеров нефти, чтобы добиться стабилизации соответствующего рынка, ведь в конечном итоге скачки неудобны и для продавцов, и для покупателей. 

Ну а вторым обстоятельством является то, что в Венесуэле есть серьезные неосвоенные резервы нефти и газа, и участие в них для России крайне привлекательно. Тем более что наша страна обладает определенной технологией, опытом и специалистами, то есть задача ей по силам. 

Константин Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности 

- Конечно, мы нужнее — по двум основным причинам. Во-первых, потому, что Уго Чавес является лидером пресловутой боливарианской революции. А в связи с этим ему очень нужно показать своим младшим партнерам, что у него есть возможность привлекать альтернативные Соединенным Штатам источники финансирования. То есть ему нужно показывать, что у него есть политические друзья, готовые давать деньги, так как в противном случае у таких стран, как Боливия и так далее, возникнут очевидные вопросы. В итоге Чавес активно дружит с Россией и Китаем, понимая, что здесь можно получить определенные дивиденды. 

Ну и вторая причина снова связана с деньгами, которые необходимы Венесуэле, которая рассорилась со многими крупными западными мейджерами. Уго Чавес выгнал их из ряда проектов, и сейчас добывающая отрасль Венесуэлы сталкивается со сходными нашим проблемами: запасы есть, но нефть тяжелая, и в новых районах вроде долины реки Ориноко нужны деньги и технологии. Государственная компания PDVSA, которая является собственником всех проектов, добывать нефть не способна.

Теперь что касается нас. По большому счету у нас есть свои запасы, поэтому стратегия любой ценой войти в латиноамериканский бизнес может быть опасна. Конечно, логично, что в период кризиса у нас появляются новые возможности по вхождению в добычные проекты в других государствах. Но я все-таки являюсь сторонником такой позиции, что сначала стоит решить со- ответствующие проблемы на своей территории.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России

Думаю, что подобный вопрос неправомерен, и в любом деле, особенно когда речь идет об энергоресурсах, мы в равной степени нужны друг другу. Хотя Венесуэла является полноправным и активным участником ОПЕК, а мы не являемся (правда, за всем внимательно следим), следует отметить, что сегодня позиция этой страны и ее президента достаточно жесткая в плане защиты интересов добывающих стран. А это означает, что все это играет на руку и нам, потому что мы являемся одним из главных игроков на мировом рынке. 

Кроме того, надо учесть и то, что речь идет о другом полушарии. Венесуэла сегодня поставляет большое количество нефти в Соединенные Штаты, а потому ее роль тоже достаточно велика. Поэтому дружба с этой страной и ее нефтедобывающими компаниями, безусловно, будет обоюдополезной. Плюс в Венесуэле есть достаточно интересные технологии добычи тяжелой нефти, обилием которых мы похвастаться не можем. С другой стороны, и мы можем достаточно много подсказать и во многом помочь: возьмите те же уникальные технологии, связанные с повышением коэффициента нефтеизвлечения, и так далее. 

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Партнерство может быть взаимным, причем это касается и проектов, связанных с нефтедобычей, и проектов, связанных с поставками нефти на мировые рынки и с координацией сырьевой политики. Наконец, Венесуэла является серьезным геополитическим союзником в Западном полушарии, и в агрегировании наших интересов в Латинской Америке режим господина Чавеса сыграл немалую роль. То есть у нас есть масса причин для взаимовыгодного партнерства и сотрудничества.

Автор: Александр Саргин

Источник: Gzt.ru, 29.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики