Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые предложения "Нафтогаза" по прокачке газа из России в ЕС ведут Украину в Стокгольмский арбитраж

Новые предложения "Нафтогаза" по прокачке газа из России в ЕС ведут Украину в Стокгольмский арбитраж

До конца 2019 года принцип формирования тарифов на транзит закреплен в текущем контракте на прокачку газа через Украину. Изменить его в одностороннем порядке «Нафтогаз» может попытаться только через обращение в Стокгольмский арбитраж, где еще надо доказать свою правоту. Да и рассмотрение такого обращение быстрым не будет, отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Стоимость услуг по транзиту газа через Украину

В «Нафтогазе» решили изменить действующую методику расчета стоимости услуг по транзиту с целью соответствовать регламенту ЕС о тарифах транспортировку газа. Действующая методика расчетов была принята в 2015 году. Новый подход предполагает снижение стоимости прокачки в 2,3 раза, говорится в сообщении компании, что якобы позволит Украине прокачивать российский газ по своей ГТС на более привлекательных условиях по сравнению с «Северным потоком-2».

При этом «Нафтогаз» отмечает, что такие расчеты будут справедливы только в случае полной загрузки мощностей украинской ГТС в объеме 141 млрд кубов в год. В украинской компании свои подсчеты называют «дополнительным аргументом в пользу необоснованности строительства «Северного потока-2». 

«Во-первых, надо понимать, что до конца 2019 года принцип формирования тарифов на транзит закреплен в текущем контракте на прокачку газа через Украину. Изменить его в одностороннем порядке «Нафтогаз» может попытаться только через обращение в Стокгольмский арбитраж, где еще надо доказать свою правоту. При этом рассмотрение такого обращение быстрым не будет, решения придется ждать до нескольких лет.

В то же время «Нафтогаз» совсем недавно уже успел подать иск в Стокгольмский арбитраж по данном вопросу с обратной просьбой, согласно которой «Газпром» оставшиеся месяцы якобы должен доплатить повышенную стоимость на транспортировку газа в размере 11 млрд долларов. Одновременно с этим  Украина понимает, что в случае дальнейшего повышения тарифов потеряет часть поддержки своих западных союзников», - отмечает эксперт ФБА «Экономика сегодня». 

Попытка маневрировать 

Как ранее обратил внимание заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов, от Украины уже очень давно ждут предложений по поводу будущего развития ее газотранспортной системы. Но никакие конструктивных идей на этот счет так и не прозвучало, так как Киев все это время рассчитывал тем или иным способом убедить своих западных партнеров заблокировать проект «Северный поток-2».

«Теперь Украина одновременно с исками в адрес России, где она требует доплатить за прокачку делает переговорный заброс по тарифам. Но здесь появляется условие о загрузке трубы в полном объеме, на что России никогда не пойдет. Для «Газпрома» это абсолютно неприемлемо, ведь тогда зачем мы строили и «Северный поток-2», и «Турецкий поток», и «Голубой поток», и «Северный поток-1».

Никакого смысла разворачиваться в противоположном направлении и полностью загружать украинскую ГТС просто нет. В этой связи в ближайшие 1,5 года нас ожидают нервные переговоры о новых контрактах. Прокачка через Украину, вероятно, сохранится, но это будут далеко не те объемы, на которые они рассчитывают.

Вместо 140 млрд через Украину пойдет в лучшем случае около 40-50 млрд кубов и то только на первом этапе в 2020 году. В дальнейшем по мере ввода обходных газопроводов и данный объем будет снижаться. В «Нафтогазе» понимают такой расклад и пытаются маневрировать, говоря то о повышении, то о понижении тарифа. Но такая торговля с Россией у них не пройдет, так как это совсем другая весовая категория», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 16.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики