Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин накинул на Киев газовую удавку

Путин накинул на Киев газовую удавку

Трампу нет дела до сохранения украинского транзита

17 июля в Берлине стартуют переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией о судьбе «незалежной» как транзитера российского газа после 2019 года.

Накануне президент РФ Владимир Путин в ходе совместной пресс-конференции с президентом США Дональдом Трампом по итогам двусторонней встречи заявил, что Россия готова продолжить транзит газа через Украину и после строительства «Северного потока-2» — если «Газпром» и «Нафтогаз» смогут урегулировать свои разногласия в Стокгольмском арбитраже. Это первый раз, когда российские официальные власти прямо увязали договоренности о транзите после 2019 года и арбитражные разбирательства по контрактам, которые истекают в 2019 году.

Заметим, сохранение транзита через Украину всегда являлось условием Германии, с учетом которого Берлин согласился поддерживать «Северный поток-2». Такая поддержка необходима Москве, в частности, чтобы убедить Данию дать «добро» на прокладку трубы через свои территориальные воды — это сейчас единственное препятствие для начала строительства.

Переговорная же позиция Украины — не просто сохранить транзит, но и максимально нарастить объем прокачиваемого «голубого топлива». 16 июля «Нафтогаз» заявил, что готов понизить ставку транзита на 20%, если объем транзита вырастет до уровня 1998 года — до 141 млрд. кубометров в год.

Как заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, это возможно, если Москва откажется от строительства «Северного потока-2».

Что до условия Путина по сохранению транзита, Витренко отметил, что споры между «Нафтогазом» и «Газпромом» уже были урегулированы в Стокгольме. «Проблема „всего“ в том, что „Газпром“ не выполняет решение арбитража — не поставляет газ на Украину по ценам, которые определил арбитраж, и не платит нам $ 2,6 млрд. компенсации, которую определил арбитраж», — написал Витренко в своем Twitter.

Напомним: сразу после распада СССР через Украину проходило более 90% экспорта газа из РФ, но после ввода газопроводов «Ямал-Европа» через Белоруссию в Польшу и «Голубого потока» в Турцию этот уровень упал до 75%, а с постройкой «Северного потока-1» — примерно до 50%. Строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» грозит сокращением украинского транзита до 20−30 млрд. кубометров в год (10−15% российского экспорта в Европу), причем из-за необходимости модернизации ГТС ситуация для Киева становится просто тупиковой.

Что примечательно, США украинский транзит не интересует. На совместной пресс-конференции Трамп вновь повторил, что США выступают против проекта «Северный поток-2», и он «не уверен, что проект в интересах Германии», но о транзите газа через Украину даже не упомянул. По сути, Киеву не приходится рассчитывать на поддержку Вашингтона в этом вопросе.

Это значит, едва «Газпром» приступит к реализации «Северного потока-2», его переговорные позиции с «Нафтогазом» резко усилятся. И Украине придется капитулировать — пока только на газовом фронте.

— Киев пытается представить дело так: «Нафтогаз» идет «Газпрому» на уступки и готов предложить шоколадные условия, а российский концерн отказывается — и это доказывает, что «Газпром» руководствуется не экономикой, а чистой политикой, — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Раз так, надо запретить «Газпрому» строить «Северный поток-2», поскольку это политический проект, который бьет по Украине. В реальности, однако, аргументы украинской стороны не выдерживают критики.

Начать с готовности Украина снизить на 20% тариф за транзит, если Россия гарантирует прокачку даже не 110 млрд. кубометров газа в год, как заявлялось ранее, а 140 млрд. кубов.

Здесь уместно напомнить, что в последние годы Киев очень вольно относился к тарифам. При том, что имеется контракт — кстати, он опубликован украинской прессой, — в котором четко прописано, как формируются тарифы. Но вместо того, чтобы соблюдать контракт, Украина пытается тарифами шантажировать. К примеру, 30 декабря 2015 года Юрий Витренко торжествующе написал в Facebook, что «Украина наконец-то радикально подняла „Газпрому“ ставку транзита (в полном соответствии с европейскими принципами)». С чего, спрашивается, если есть контракт и процедура расчета тарифа?!

И возникает риторический вопрос: теперь, когда Украина обещает снизить тариф, можно ли ей верить? Или завтра «Нафтогаз», который воспринимает контракт как простую бумажку, снова тариф пересмотрит?

Или другой аргумент: «Нафтогаз» заявляет, что готов понизить ставку транзита до $ 2,17 за 1 тыс. кубометров на 100 км — и это дешевле, чем транзит по «Северному потоку». Так вот, это абсолютное вранье. Ставка по «Северному потоку-1» в 2017 году составила менее $ 2 за 1 тыс. кубометров на 100 км. По «Северному потоку-2» она будет в районе $ 2 даже без учета того, что проект полностью принадлежит «Газпрому», и он будет платить за транзит себе же.

Добавлю, что «Северный поток-2» по дну Балтийского моря прокладывается через исключительные экономические зоны России, Германии, Дании, Финляндии и Швеции. Такой путь на 1800 км короче, чем транзит по украинскому маршруту — как эту разницу в затратах на транспортировку Киев собирается компенсировать?

Я уже не говорю о транзитных рисках, которые Украина регулярно создает, угрожая — в том или ином виде — перекрыть транзит в Европу. Напомню, в январе 2009-го Киев довел ситуацию до логического конца, в результате чего с 7 по 20 января Европа осталась без российского газа.

Президент Украины Петр Порошенко не раз заявлял, что готов предложить европейцам покупать газ на границе России и Украины. Многие считают, что Москва борется с таким сценарием. Но назовите хотя бы одну европейскую компанию, которая готова покупать газ на границе с РФ, а потом самостоятельно транспортировать «голубое топливо» через украинскую территорию, неся транзитные риски. Нет такой компании, никто риски нести не готов — какие бы сказки Порошенко не рассказывал!

«СП»: — Путин дал понять, что РФ готова заключить с Украиной новый транзитный контракт. На каких условиях?

— Скорее всего, речь будет идти о пошаговом снижении транзитных объемов. Ранее «Газпром» заявлял, что возможно сохранить транзит через Украину в объеме 15 млрд. кубометров в год. Думаю, в новом контракте объем транзита в первые годы будет выше, но потом постепенно упадет до 10−15 млрд.

Украина понимает, что это вполне реальная перспектива, и что самостоятельно ей «Газпром» не продавить, и потому ищет поддержки европейцев.

Думаю, трехсторонние переговоры в Берлине станут началом жестокого торга, в котором Еврокомиссия будет формально выступать на стороне Киева. С другой стороны, ЕК прекрасно понимает, что «Газпром» является основным поставщиком для европейских потребителей, и 10-летние попытки диверсифицировать поставки газа успехом не увенчались — доля России только растет. При таком раскладе всерьез ссориться с основным поставщиком — решение, прямо скажем, странноватое.

Тем более, действия «Газпрома» полностью согласуются с энергетической стратегией ЕС — в частности, в сфере развития инфраструктуры.

«СП»: — Украина в блокировании строительства «Северного потока-2» очень рассчитывает на Трампа. США будут препятствовать реализации проекта?

— Трамп изначально не столько боролся за интересы Украины, сколько пытался найти рыночную нишу для американского СПГ.

Но особой ниши на европейском рынке нет, и теперь Трамп это понимает. В реальности — как показал и саммит НАТО, и встреча с Путиным, — президент США не рассчитывает, что американский СПГ составит конкуренцию российском газу на протяжении ближайших 10 лет. У Америки нет «лишних» объемов «голубого топлива», а его цена сейчас значительно выше российского.

Белый дом, конечно, мог бы попытаться тупо запретить Европе покупать российский газ по политическим мотивам. Но на продаже СПГ в Азию американские компании заработают банально больше из-за разницы в цене (Брюссель, я считаю, никогда не станет платить за СПГ столько же, сколько Токио). Стало быть, продавливать этот сценарий для американцев бессмысленно.

Трамп, я считаю, под видом борьбы с «Северным потоком-2» пытается добиться от Европы другого — закупок американского оружия. С его точки зрения, именно это — реальная сделка. Украинскому транзиту в планах президента США просто нет места. Трамп борется за Америку, и Киев для него — разменная монета. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 17.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики