Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Влияние роста экспортных пошлин на цену бензина в России оценил эксперт

Влияние роста экспортных пошлин на цену бензина в России оценил эксперт

Повышение экспортных пошлин на нефтепродукты является мерой стабилизирующего характера для цен на бензин. Она может быть использована в случае очередного резкого роста цен при повышенном потреблении топлива, считает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. 

Экспортные пошлины на бензин

Закон, предоставляющий правительству РФ право повышать экспортные пошлины на бензин до 90% от пошлины на нефть, подписал президент Владимир Путин. Согласно тексту документа, ставки экспортных пошлин для легких и средних дистиллятов, бензола, толуола, ксилолов, масел смазочных, прямогонного и товарного бензина не должны превышать 90% ставки пошлины на нефть в период с 1 августа по 31 декабря 2018 года. Аналогичная мера уже применялась в 2011 году.

«Данная мера носит скорее стабилизирующий характер и дает право на увеличение и фактически установление заградительной пошлины в те моменты, когда топливо достигает каких-то пиковых значений. Мера ситуативная и в случае с бензином может быть использована в весенне-осенний период, то есть во время автомобильного сезона, когда растет потребление топлива и вместе с ним цены. 

К снижению цен это вряд ли приведет, но ограничить рост и стабилизировать ситуацию на топливном рынке повышение экспортных пошлин может. В предыдущий раз властям удалось договориться с нефтяными компаниями, чтобы те заморозили цену и параллельно сократили экспортные поставки. В случае введения экспортных пошлин они, скорее всего, ударят по коммерческим контрактам нефтяникам, беспошлинные поставки в рамках Евразийского союза вряд ли попадут под удар», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Но и сами нефтяные компании теперь будут держать в уме эту меру правительства. Как ранее предположил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, нефтяники скорее предпочтут в ручном режиме скорректировать цены. 

Ограничение роста цен на бензин

Возможно, даже с небольшим убытком для себя, так как повышение экспортных пошлин грозит им более серьезным убытком. Тем более внутреннему рынку для стабилизации ситуации такого объема не нужно. Закон эксперт называет сигналом нефтяникам, который способен благоприятно подействовать на стоимость топлива в России.

«По дизелю и керосину, потребление которых растет в зимний период, эта мера также может быть полезна. Но вряд ли имеет смысл к ней прибегать, так как дизеля у нас производится примерно в два раза больше, чем потребляется. Скорее всего, закон принимался именно под рынок бензина и решения различных экстренных ситуаций на нем.

Такая ситуация может возникнуть в том случае, если сократится предложение на внутреннем рынке, например, во время плановых ремонтов или какой-то аварии на НПЗ. В этом случае использование пошлины позволит не допустить скачкообразного роста цен. Она резко снижает рентабельность поставок, продукт остается на рынке и тем самым цены не растут. Но в то же время для нефтяников это не очень хорошо, так как образуется упущенная выгода – они бы получили больше, поставляя на внешние рынки», - отмечает Андрей Гордеев.

Напомним, что по итогам года эксперты ждут цен на бензин на уровне текущих значений, но отмечают их зависимость и от нефтяных котировок. Если цены на нефть будут снижаться, то за ними последуют и цены в рознице на бензин.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики