Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нагнуть» НАТО: в Сенат подали закон, чтобы союзники покупали газ из США

«Нагнуть» НАТО: в Сенат подали закон, чтобы союзники покупали газ из США

Вчера в средствах массовой информации активно публиковали новость о том, что в Сенате США зарегистрировали законопроект о санкциях против «Северного потока-2». Автор документа сенатор-республиканец Джон Баррассо заявил, что законопроект призван повысить энергетическую безопасность членов НАТО за счет предоставления им энергоресурсов США.

На самом деле, в самом тексте документа, опубликованного на сайте Конгресса, никаких новых санкций в отношении проекта «Северный поток-2» нет. Авторы просто перечисляют уже то, что есть в санкционном законе, который Дональд Трамп подписал в августе прошлого года: максимальный запрет на инвестиции и предоставление товаров и услуг для строительства экспортных газопроводов из России для любой компании или физического лица в мире. При этом наказания в документе не указаны, а дается прямой отсыл на уже принятый закон. В нем, напомним, попавшие под действие закона наказываются решением президента США 12 видами санкций: от запрета на кредиты от финансовых учреждений, подпадающих под юрисдикцию США, до отказа в транзакциях. Чем отличаются тексты уже действующего закона и законопроекта по «Северному потоку-2», так это тем, что в действующем законе говорится: «Президент США может наложить санкции!» А в предлагаемом законопроекте: «Президент США накладывает санкции!». Ранее в Европе заявляли, что именно они убедили американские власти, чтобы в действующем законе наложение санкции стало возможностью, а не обязанностью президента США.

Если для «Северного потока-2» новый законопроект не несет почти ничего нового, то европейцы — другое дело. Им Джон Барассо пообещал избежать давления и манипуляций со стороны России с помощью пока еще законопроекта. О том, как не пострадают ведущие европейские компании, которые финансируют и участвуют в строительстве балтийского газопровода, ничего не говорится. Зато акцентируется внимание на возможности получения надежных энергопоставок из США и подробно прописывается стратегия, как Вашингтон сможет заставить своих союзников по НАТО покупать именно американский газ. Так, сенатор-республиканец предлагает, чтобы президент США направил в совет НАТО представителя, который будет влиять на то, чтобы члены альянса и страны-партнеры НАТО в Европе и Евразии совместно достигли энергетической безопасности. Для этого Джон Барассо считает нужным обязать США и союзников разработать совместную трансатлантическую энергетическую стратегию. Она должна быть подана в Конгресс не позднее, чем через 180 дней после принятия закона. В законопроекте четко говорится, что должно стать основными целями и быть прописано в документе: увеличение энергетической безопасности стран и партнеров НАТО и рост экспорта энергоресурсов из США в эти страны.

Напомним, европейские тяжеловесы, Германия и Франция, с раздражением восприняли давление США и последние заявления Дональда Трампа на саммите НАТО в Брюсселе о том, что Европе необходимо отказаться от «Северного потока-2». Канцлер ФРГ Ангела Меркель ответила, что ее страна и так независима и сама принимает решения. В этом ее поддержал президент Франции Эмманюэль Макрон. Позже, после встречи с Владимиром Путиным в Хельсинки, Дональд Трамп смягчился и заявил, что Берлин может самостоятельно принимать решения по поводу «Северного потока-2». Госдепартамент США при этом уже несколько раз за последние месяцы заявлял о возможности введения санкций против европейских участников проекта балтийского газопровода.

То, что новый законопроект об усилении безопасности США и ее союзников направлен, прежде всего, на экспансию американского газа, становится понятно из других разделов документа. Например, в разделе об одобрении экспорта природного газа союзникам США. Там неожиданно всплывает тема экспорта газа в Японию, которая является одним из крупнейших потребителей СПГ. Джон Барассо предлагает законодательно закрепить важность экспорта газа в эту страну и то, что заявки на поставку «голубого топлива» в Японию должны одобряться без изменений со стороны американских властей и без задержек.

«Владимир Путин думает об энергоресурсах как о деньгах, силе и политике. И что нам необходимо сделать, так это принять то, что я предлагаю. Это очень разумный подход», — заявил Джон Барассо. Правда, в саморекламе своего законопроекта он не упомянул, что предлагает Европе не выгодную альтернативу, а ее принуждение к закупкам СПГ из США. Сам Джон Барассо из Вайоминга считается лоббистом нефтегазовых компаний. Он был одним из 22 сенаторов, кто убеждал Дональда Трампа выйти из Парижского соглашения по климату. По данным американского «Центра за ответственную политику», с 2012 года Джон Барассо получил от энергетического сектора страны $ 585 тыс.

Напомним, что газопровод «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров в год станет одним из основных газовых маршрутов в обход Украины после окончания действия контракта на транзит газа в 2019 году. Против его строительства выступили США, страны Балтики, Польша и Украина. Однако их противодействия не хватило, чтобы страны Западной Европы отказались от проекта. И санкции США остаются едва ли не последней возможностью повлиять на ход строительства. Однако, как эксперты говорили EADaily, у США достаточно причин, чтобы к ним не прибегать, а стараться принудить своих союзников самостоятельно отказаться от проекта. «Вашингтон понимает, что санкции против европейских компаний окончательно поссорят США с ключевыми странами ЕС. И не хотят пользоваться этим инструментом», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По мнению замдиректора ФНЭБ, если Вашингтон примет решение о санкциях, то никакой закон или разъяснения о сроках принятия инвестиционного решения не остановят руководство США, чтобы наказать любую компанию, участвующую в проекте. «Экстерриториальные санкции сами по себе незаконны, поэтому одним эпизодом больше или меньше для американцев не имеет значения. Они могут ввести их, например, не в рамках принятого закона, а просто отдельным указом президента или какого-то исполнительного органа, — говорит Алексей Гривач. — Другой вопрос, будет ли это эффективно. На мой взгляд, это зависит от европейцев, для которых вся данная ситуация один большой тест на самостоятельность. Готовы ли они отказаться от суверенной энергетической и экономической политики или намерены сами принимать решения о собственном развитии. Если второе, то тогда они найдут способ защитить интересы своих компаний, что сделает санкции неэффективными. Мы проходили это в начале 80-х годов, когда Рейган вводил эмбарго против европейских промышленных компаний, которые поставляли оборудование для газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Но тогда лидеры стран Западной Европы отказались следовать за США и санкции были отменены через несколько месяцев после введения».

Источник: EADaily, 19.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики