Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия создает новый ОПЕК

Россия создает новый ОПЕК

Новая организация на платформе ОПЕК+ может заработать с 1 января следующего года, заявил глава Минэнерго России Александр Новак в кулуарах совещания с энергетиками в Хабаровске. Министр уточнил, что она сохранит функции регулирования нефтедобычи и сможет вернуться к ее сокращению, если возникнет необходимость.

"Мы так планируем, чтобы этот механизм заработал с 1 января 2019 года. Будем обсуждать это на министерской встрече", - цитирует Новака ТАСС. Он добавил, что варианты названия новой организации еще предстоит выбрать, как и место размещения штаб-квартиры.

Как пояснил глава Минэнерго, при создании новой организации возможности управления уровнем добычи "будут заложены в совместной координации действий". При этом он не ожидает в обозримом будущем перепроизводства нефти, несмотря на недавнее решение ОПЕК+ нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки. "Наоборот, рынок ребалансируется, назревает дефицит", - прогнозирует Новак.

Напомним, ранее Россия и Саудовская Аравия согласовали продление Венского соглашения, известного как альянс ОПЕК+, на бессрочной основе. Также сообщалось, что секретариат ОПЕК приступил к подготовке необходимой документации для создания новой организации. Как ожидается, она займет несколько месяцев.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, формат сотрудничества России с ОПЕК, скорее всего, останется на нынешнем координационном уровне. "Довольно сложно представить какой-то новый формат, так как Россия уже более года де-факто является членом ОПЕК – мы взяли на себя обязательства по объемам добычи, исполняем их, постоянно встречаемся с членами картеля и обсуждаем ситуацию на рынке, следим за эффективностью регулирования объемов производства нефти. К примеру, последнее совместное решение в этом формате было повысить объем добычи примерно на 1 млн баррелей в сутки, благодаря чему Россия выйдет на уровень нефтедобычи до подписания самого первого соглашения с ОПЕК", - напомнил он.

"Таким образом, трудно представить, как можно более тесно взаимодействовать, чем сейчас. В связи с этим, скорее всего, формат останется тем же, только будет подписано соглашение о том, что Россия является постоянным партнером ОПЕК. Вряд ли это будет оформлено как вхождение в картель, поскольку по формальным признакам мы не можем быть членом ОПЕК – наше Министерство энергетики не обладает функцией регулирования объемов производства. Как известно, Россия довольно необычно участвуют в сделке ОПЕК+ - Владимир Путин просто встретился с главами нефтяных компаний и попросил их содействовать проекту, а те сами, добровольно снизили объем производства. В ОПЕК все-таки есть механизмы, когда государство определяет уровень нефтедобычи, без этого мы не сможем стать членом картеля, но сможем получить статус партнера", - обратил внимание Игорь Юшков.

"ОПЕК и Россия получат одинаковую выгоду от такого сотрудничества и постоянной информационной кампании вокруг него с регулярными заявлениями о том, что мы вместе следим за рынком и приемлемым уровнем цен. Мы уже видели, как цены возросли до $80 за баррель, сейчас они спустились до $70 за баррель, но в этом коридоре они для всех комфортны. Самое главное для стран-экспортеров – это цена нефти. Конечно, мы остаемся конкурентами на международном рынке – и Россия, и Саудовская Аравия, и Иран, хотя мы довольно активно контактируем и сотрудничаем – и об этом нельзя забывать. У нас есть определенные общие интересы, чтобы цены были высокие, но при этом друг друга нельзя воспринимать как больших партнеров. В локальных вопросах мы сотрудничаем, но в остальном мы конкурируем", - подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин также ожидает, что сотрудничество в новом формате останется на уровне координации по объемам добычи. "Вряд ли будет что-то принципиально новое. Единственное, что стоит отметить, это что сама ОПЕК сейчас будет подвергаться атаке со стороны американских законодателей, которые хотели бы распространить действие антимонопольных законов на международные организации, в том числе на ОПЕК. Это может подтолкнуть ведущих производителей ОПЕК, особенно Саудовскую Аравию, к неформальному сотрудничеству с Россией. По мере того как ОПЕК будет ослабевать как единый картель, возможно усиление консультативных отношений между Эр-Риядом и Москвой. Пока, наверное, стоит ожидать только координации по квотам, это будет вполне долгосрочный процесс", - прогнозирует он. 

Источник: Вестник Кавказа, 20.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики