Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский калькулятор. Договорятся ли Москва и Киев по газовому транзиту

Украинский калькулятор. Договорятся ли Москва и Киев по газовому транзиту

Сейчас примерно 50% российского газа проходит через Украину. Но даже после того, как «Газпром» построит все заявленные газопроводы — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», — отказаться от транзитных услуг Киева не получится

17 июля прошли трехсторонние переговоры между Россией, Евросоюзом и Украиной по вопросу поставок газа после 2019 года. Тема транзита российского газа через Украину является наболевшей проблемой. Фактически она возникла сразу же после распада СССР: почти весь объем российского газа отныне шел через территорию отдельного государства.

С тех пор были построены газопроводы «Ямал — Европа», «Голубой поток» и «Северный поток», что позволило частично диверсифицировать маршруты доставки газа европейским потребителям. Сейчас примерно 50% российского газа проходит через Украину. Но даже после того, как «Газпром» построит все заявленные газопроводы — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», — отказаться от транзитных услуг Киева не получится.

Возьмем калькулятор. В 2017 году из 197,1 млрд куб. м (с учетом поставки 2,7 млрд куб. м в Молдову) экспорта в Европу 93,5 млрд куб. м газа прошли транзитом через Украину. «Северный поток» был недозагружен на 4 млрд куб. м из-за ограничений ЕС в первой половине 2017 года.

«Северный поток — 2» будет иметь мощность 55 млрд куб. м, «Турецкий поток» — 31,5 млрд куб. м. Получается, что сумма дополнительных мощностей составляет 90,5 млрд куб. м. Таким образом, если бы новые газопроводы уже существовали, 3 млрд куб. м все равно пришлось бы прокачивать через Украину.

Учитывая, что в Европе падает собственная добыча газа, спрос на импортный газ возрастает. Поставщики СПГ предпочитают отправлять сырье на более маржинальные рынки в Азию и Южную Америку, а Норвегия и Алжир не имеют возможности существенно нарастить производство. Из-за этого «Газпром» уже два года подряд обновляет рекорды по объемам поставки газа в Европу. И, вероятно, сделает это и в 2018 году, продав европейцам более 200 млрд куб. м газа. Министр энергетики Александр Новак уже заявил, что ожидает рост экспорта российского газа в Европу на 10-15% в ближайшие 10 лет. 

Кроме того, есть сомнения в том, что продолжения «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» на территории ЕС будут полностью достроены к началу 2020 года. По первому газопроводу в 2020 году, вероятно, удастся прокачать около 40 млрд куб. м, а второй может и вовсе быть запущен только в 2021 году. В лучшем для Киева случае в 2020 году через Украину «Газпром» будет вынужден качать 40-50 млрд куб. м. Но в 2021 году транзит сократится на 30 млрд куб. м.

Отсюда можно сделать вывод, что «Газпрому» и «Нафтогазу» придется договариваться об условиях транзита после 2019 года. В двухстороннем формате сделать это невозможно из-за глубоких противоречий, поэтому привлекаются европейские посредники. Но и тут достичь компромисса будет крайне трудно. Российская позиция довольно проста: конкурентная ставка транзита и отсутствие обязательства прокачки какого-либо объема, того самого «качай или плати».

Взамен Украина получает неформальное обещание сохранить статус транзитера. Показательно, что никто не говорит, что «Газпром» сохранит объем транзита. Нет, речь идет о самом факте транзита. Тут Россия отдает мяч на сторону европейцев: чем больше Европа будет закупать российского газа, тем больше будет транзит через Украину, ведь дополнительные закупки уже не влезут в обходные газопроводы.

Украинская переговорная позиция пока выглядит слабой. С одной стороны, Киев понимает, что европейцы будут принуждать «Укртрансгаз» понизить тариф на прокачку газа до европейского уровня. Отсюда заявление украинских властей о готовности сделать скидку, но при условии, что «Газпром» увеличит объем транзита от нынешних показателей. Это явно фантастическая картина, ведь «Газпром» не откажется от строительства и использования «Северного потока — 2» и «Турецкого потока», а европейцы за два года на 100 млрд куб. м закупки российского газа не увеличат. Поэтому Украине целесообразней вести конструктивный диалог: согласовать, в какие страны «Газпром» будет прокачивать газ через Украину, поддерживать в рабочем состоянии только трубы этих направлений, а остальную часть ГТС разобрать или законсервировать.

Прагматизма сторонам переговоров добавят новости о том, будет ли построен «Северный поток — 2» или нет. К следующей встрече, в октябре, такая определенность уже наступит. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 20.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики