Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект закона о нефти планирутся вынести на всенародное обсуждение

Проект закона о нефти планирутся вынести на всенародное обсуждение

С принятием в России закона о нефти, концепцию которого планируется утвердить в декабре этого года, и у государства, и у самих нефтяников появятся четкие правила игры, сообщили «РГ» в минэнерго. Сам закон может заработать уже в 2010 году.

«Любая страна, добывающая хотя бы ведро нефти, имеет закон о нефти, а Россия — единственное государство, в котором такого закона нет», — обрисовал ситуацию президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. С ним согласен и вице-президент Московского международного нефтяного клуба, эксперт ООН Тогрул Багиров. По его мнению, говорить о том, что нефтяной рынок сейчас демонополизирован, нельзя. И государство только пытается навести здесь порядок. «Этот закон по меньшей мере даст нефтяникам ясность на будущее», — уверен Багиров.

Минэнерго уже разработало концепцию закона и техническое задание на разработку его проекта. Документы направлены в профильные ведомства на согласование. Этим занимается межведомственная рабочая группа при минэнерго. Когда этот процесс завершится, концепция и техзадание будут внесены в правительство для утверждения. И после одобрения планируется объявить тендер на разработку уже самого закона.

О самой концепции в министерстве пока говорят очень скупо, ссылаясь на то, что её текст дорабатывается в других ведомствах. Однако корреспонденту «РГ» удалось выяснить, что нефтяной закон призван, в частности, регулировать вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья. В нем, возможно, заложат нормы, которые будут стимулировать эффективность нефтеотдачи скважин. Кроме того, как утверждают в министерстве, нефтяной закон необходим для систематизации отношений в нефтяном секторе, так как действующее законодательство не учитывает всех аспектов транспортировки нефти и нефтепродуктов.

В Федеральной антимонопольной службе уже изучили концепцию нового закона и даже одобрили её, но с учетом своих предложений. «Они касаются трех основных пока не связанных законодательно пунктов нефтянки — скважин, систем транспортировки нефти и перерабатывающей отрасли, — рассказала „РГ“ начальник Управления топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина. — Сейчас эти сферы централизованно не контролируются. Они, к сожалению, регулируются различными подзаконными актами, где легко могут быть допущены нарушения». Но есть сферы, которые ФАС предлагает не включать в проект. Это реализация нефтепродуктов. Причина проста — такие вопросы касаются в основном торговли, регламентируют которую другие законы и правила.

Надо сказать, что в 1995 году в России уже принимали Закон «О нефти». Он прошел Госдуму, Совет Федерации, но не был подписан президентом, поскольку, как выяснилось, в нем были нестыковки с действующим тогда законодательством. Помня этот казус, эксперты сейчас в один голос советуют, прежде чем окончательно принимать закон, организовать его широкое обсуждение. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов призывает быть осторожными в создании такого основополагающего для страны документа. «Хотелось бы, чтобы обсуждение и принятие закона положило начало некой традиции. Если мы говорим о неком подобии нефтяного кодекса, то надо провести основательную вдумчивую подготовку с участием всех заинтересованных сторон — правительства, бизнеса, экспертного сообщества», — уверен эксперт. Симонов надеется, что Министерство энергетики России может создать прецедент нового обсуждения фундаментальных проектов, которое должно проводиться публично и гласно.

Однако у ещё не созданного закона уже есть не только сторонники, но и противники. По мнению оппонентов, в стране и так предостаточно законов, регулирующих ситуацию в нефтяном комплексе и противостоящих монополизму: «О недрах», «О естественных монополиях», «О защите конкуренции». Нефтянка в России, по их словам, не так уж сильно монополизирована, и оговаривать отдельным документом условия предоставления прав пользования недрами не следует. И лучше совершенствовать то, что есть, чем создавать новые законы. Среди сторонников такой точки зрения — и министерство природных ресурсов и экологии. Недавно оно официально объявило, что отказалось согласовать представленную концепцию закона о нефти.

В свою очередь в минэнерго предложили сравнить существующие законы «Об электроэнергетике» и «О недрах». В первом — четко прописаны компетенции государства на рынке электроэнергии. Во втором — этого нет. По словам заместителя министра энергетики Сергея Кудряшова, этот вакуум и должен заполнить планируемый закон. Судя по всему, новый документ ещё вызовет немало споров. Что вполне закономерно. 40 процентов поступлений в бюджет приносит именно нефтяная отрасль. И для нее надо разработать такие взвешенные правила игры, чтобы не «зарезать курицу, несущую золотые яйца».

Справка «РГ»:

В Канаде правовые отношения в нефтяном комплексе регламентируются двумя основными законами — об углеводородных ресурсах и о деятельности в сфере нефти и газа. Первый рассматривает вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей. Второй — регулирует добычу и транспортировку сырья.

В Великобритании закон о нефти был принят в 1964 году. Кроме него на госуровне действует ещё закон о разработке нефтяных месторождений на море.

В Туркмении с мая 1993 года действует закон об углеводородных ресурсах. В Азербайджане нефтяные контракты о разделе продукции возведены в силу законов.

Автор: Сергей Зыков

Источник: Российская газета, 14.08.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики