|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект закона о нефти планирутся вынести на всенародное обсуждение Проект закона о нефти планирутся вынести на всенародное обсуждениеС принятием в России закона о нефти, концепцию которого планируется утвердить в декабре этого года, и у государства, и у самих нефтяников появятся четкие правила игры, сообщили «РГ» в минэнерго. Сам закон может заработать уже в 2010 году. «Любая страна, добывающая хотя бы ведро нефти, имеет закон о нефти, а Россия — единственное государство, в котором такого закона нет», — обрисовал ситуацию президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. С ним согласен и вице-президент Московского международного нефтяного клуба, эксперт ООН Тогрул Багиров. По его мнению, говорить о том, что нефтяной рынок сейчас демонополизирован, нельзя. И государство только пытается навести здесь порядок. «Этот закон по меньшей мере даст нефтяникам ясность на будущее», — уверен Багиров. Минэнерго уже разработало концепцию закона и техническое задание на разработку его проекта. Документы направлены в профильные ведомства на согласование. Этим занимается межведомственная рабочая группа при минэнерго. Когда этот процесс завершится, концепция и техзадание будут внесены в правительство для утверждения. И после одобрения планируется объявить тендер на разработку уже самого закона. О самой концепции в министерстве пока говорят очень скупо, ссылаясь на то, что её текст дорабатывается в других ведомствах. Однако корреспонденту «РГ» удалось выяснить, что нефтяной закон призван, в частности, регулировать вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья. В нем, возможно, заложат нормы, которые будут стимулировать эффективность нефтеотдачи скважин. Кроме того, как утверждают в министерстве, нефтяной закон необходим для систематизации отношений в нефтяном секторе, так как действующее законодательство не учитывает всех аспектов транспортировки нефти и нефтепродуктов. В Федеральной антимонопольной службе уже изучили концепцию нового закона и даже одобрили её, но с учетом своих предложений. «Они касаются трех основных пока не связанных законодательно пунктов нефтянки — скважин, систем транспортировки нефти и перерабатывающей отрасли, — рассказала „РГ“ начальник Управления топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина. — Сейчас эти сферы централизованно не контролируются. Они, к сожалению, регулируются различными подзаконными актами, где легко могут быть допущены нарушения». Но есть сферы, которые ФАС предлагает не включать в проект. Это реализация нефтепродуктов. Причина проста — такие вопросы касаются в основном торговли, регламентируют которую другие законы и правила. Надо сказать, что в 1995 году в России уже принимали Закон «О нефти». Он прошел Госдуму, Совет Федерации, но не был подписан президентом, поскольку, как выяснилось, в нем были нестыковки с действующим тогда законодательством. Помня этот казус, эксперты сейчас в один голос советуют, прежде чем окончательно принимать закон, организовать его широкое обсуждение. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов призывает быть осторожными в создании такого основополагающего для страны документа. «Хотелось бы, чтобы обсуждение и принятие закона положило начало некой традиции. Если мы говорим о неком подобии нефтяного кодекса, то надо провести основательную вдумчивую подготовку с участием всех заинтересованных сторон — правительства, бизнеса, экспертного сообщества», — уверен эксперт. Симонов надеется, что Министерство энергетики России может создать прецедент нового обсуждения фундаментальных проектов, которое должно проводиться публично и гласно. Однако у ещё не созданного закона уже есть не только сторонники, но и противники. По мнению оппонентов, в стране и так предостаточно законов, регулирующих ситуацию в нефтяном комплексе и противостоящих монополизму: «О недрах», «О естественных монополиях», «О защите конкуренции». Нефтянка в России, по их словам, не так уж сильно монополизирована, и оговаривать отдельным документом условия предоставления прав пользования недрами не следует. И лучше совершенствовать то, что есть, чем создавать новые законы. Среди сторонников такой точки зрения — и министерство природных ресурсов и экологии. Недавно оно официально объявило, что отказалось согласовать представленную концепцию закона о нефти. В свою очередь в минэнерго предложили сравнить существующие законы «Об электроэнергетике» и «О недрах». В первом — четко прописаны компетенции государства на рынке электроэнергии. Во втором — этого нет. По словам заместителя министра энергетики Сергея Кудряшова, этот вакуум и должен заполнить планируемый закон. Судя по всему, новый документ ещё вызовет немало споров. Что вполне закономерно. 40 процентов поступлений в бюджет приносит именно нефтяная отрасль. И для нее надо разработать такие взвешенные правила игры, чтобы не «зарезать курицу, несущую золотые яйца». Справка «РГ»: В Канаде правовые отношения в нефтяном комплексе регламентируются двумя основными законами — об углеводородных ресурсах и о деятельности в сфере нефти и газа. Первый рассматривает вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей. Второй — регулирует добычу и транспортировку сырья. В Великобритании закон о нефти был принят в 1964 году. Кроме него на госуровне действует ещё закон о разработке нефтяных месторождений на море. В Туркмении с мая 1993 года действует закон об углеводородных ресурсах. В Азербайджане нефтяные контракты о разделе продукции возведены в силу законов. Автор: Сергей Зыков Источник: Российская газета, 14.08.2009 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|