Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

«На Кавказе в приоритете стабильность»: почему долги за газ и электричество в регионе только растут

Республики Северного Кавказа по-прежнему остаются лидерами по невыплате денег за газ и электричество в России. Несмотря на то, что в округе тарифы ЖКХ остаются одними из самых низких в стране, добиться своевременной оплаты поставщикам не удается. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил расплатиться с долгами перед «Россетью» и «Газпромом» с помощью передачи энергосетевых активов, но ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что это не поможет решить проблему.

«Если мой сосед не платит, почему я должен платить?»

По данным «Газпрома», задолженность Северного Кавказа в июле текущего года составила 38,4 млрд рублей. Долги накопились и за электричество — 20,4 млрд. В регионе остается низкий процент собираемости платежей с населения. В Ингушетии в 2016 году удалось собрать только 20% от нужной суммы. Хотя проценты ежегодно растут, но до среднероссийского уровня все еще не дотягивают.

Отдельная проблема — высокие сверхнормативные потери, увод имущества и незаконные подключения к сетям. На Северном Кавказе ежедневно фиксируются десятки случаев энерговоровства, в год — десятки тысяч.

Игорь Юшков считает, что это давняя проблема, существующая еще со времен распада Советского Союза.

«Люди видят, что с них не требуют деньги, даже если они не платят, работа с должниками не ведется, долги копятся годами. Они понимают, что могут не платить, и их все равно не отключат от газа и электроснабжения. Позиция такая: если мой сосед не платит, почему я должен платить? На Кавказе в приоритете стабильность, зачастую региональные и федеральные власти сами просят компании не отключать газ и электричество. Нет отключений — нет стимула для погашения долгов», — рассказал Юшков «МБХ медиа».

«На всех денег не хватит»

Регионы не могут расплатиться электросетевыми активами, потому что по факту за свои долги должен отвечать сам потребитель. Изъятие имущества должно происходить после судебного решения. Активы, как и любое другое имущество, сначала выставляется на торги. Дальше все зависит от того, купит ли кто-то их, и будет ли это приносить прибыль, которую можно использовать в счет оплаты долгов. По мнению Юшкова, на всем Северном Кавказе не найдется газовых активов, способных погасить сумму задолженности округа перед «Газпромом». Многие сети придется еще модернизировать и реставрировать, прежде чем использовать.

Рекомендации Дмитрия Медведева — решение вынужденное и компромиссное. В противном случае главы регионов могли попросить очередных дотаций из федерального бюджета на покрытие задолженностей перед поставщиками газа и света.

«Большой вопрос, непонятно, как это оформить. Это практика нехорошая. Одному региону дают деньги, чтобы он закрыл долги перед поставщиком, другие регионы могут захотеть пойти по этому пути, и на всех денег не хватит», — считает Игорь Юшков.

По данным с официального сайта «Газпрома», проблемы с погашением задолженностей есть не только у республик Северного Кавказа. В лидерах на 1 июня 2018 года числятся: Москва и Московская область (12,8 млрд рублей), Тверская (8,9 млрд), Саратовская (3,4 млрд), Ярославская (2,7 млрд) и Владимирская области (2,6 млрд). 

Автор: Дарья Баева

Источник: МБХ Медиа, 24.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики