Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы купят американский СПГ в обмен на «Северный поток – 2»

Немцы купят американский СПГ в обмен на «Северный поток – 2»

США заставляют Германию построить СПГ-терминал, абсолютно не нужный ей с экономической точки зрения. Однако Берлин готов пойти на этот политический шаг, чтобы избавиться от нападок Вашингтона в адрес «Северного потока – 2» и российского газа. Газпрому такая конкуренция будет только на руку – он легко докажет свое экономическое превосходство.

Германия все-таки намерена построить первый в стране терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ), сообщает местное издание Handelsblatt. Он будет расположен в городе Брунсбюттеле в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Местные власти и Берлин поддерживают эту инициативу.

Речь, видимо, идет об одобрении проекта, о котором в апреле сообщал Bloomberg со ссылкой на источники. Речь шла о терминале СПГ рядом с Гамбургом, а город Брунсбюттель как раз находится недалеко. Стоимость этого терминала мощностью до 5 млн тонн СПГ составит 600 млн долларов. Начать его строить планировали в 2019 году, чтобы запустить в 2022 году. Кроме того, ранее сообщалось, что компания RWE собирается построить еще один СПГ-терминал рядом с городом Дуйсбургом стоимостью в 500 млн долларов.

Никаких экономических причин для строительства даже одного СПГ-терминала у Германии нет. Достаточно посмотреть на неудачный опыт Польши и Литвы, которые построили СПГ-терминалы, но до сих пор не могут их загрузить на всю мощность.

В последние годы Европа строила много СПГ-терминалов. И что в итоге? Они заполняются менее чем на треть, а остальные мощности просто простаивают. Причина банальна – сжиженный газ дороже трубопроводного. Так, мощности всех построенных СПГ-терминалов в Европе составляют 235 млрд кубометров, тогда как в 2017 году на Европу пришлось всего 55 млрд кубов СПГ, то есть 23% от общих мощностей.

«Этот шаг Германии будет для проформы, чтобы не выделяться из общей секты «любителей» СПГ. В Европе есть мантра, что как только ты построил СПГ-терминал, Газпром тебе сразу должен дать скидку, а значит, ты победил монополию. На самом деле это большая выдумка», – говорит преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. Ведь СПГ дороже газа Газпрома, а планы по зарабатыванию на СПГ за счет его транзита остаются нереализованными.

Польша и Литва рассчитывали благодаря СПГ-терминалам стать газовыми хабами в Восточной Европе, то есть хотели зарабатывать не только на поставках для собственного рынка, но и на экспорте. Но в итоге они начали лишь конкурировать между собой.

В Литве, к примеру, построили СПГ-терминал и дальше не знали, что с ним делать. Долгосрочный контракт на поставку СПГ подписала только государственная компания – под давлением властей. Желающих больше не нашлось – невыгодно же, когда под боком более дешевый сетевой газ. В итоге компания еле концы с концами сводила. Но литовские власти такой провал стерпеть не смогли – и выпустили закон, по которому заставили всех потребителей в обязательном порядке закупать определенные объемы СПГ у госкомпании. В итоге даже имеющиеся СПГ-терминалы работают только благодаря нерыночным механизмам давления.

«Если бы конкуренция была честная, без двойных стандартов – Газпрому это было бы выгодней. Потому что с экономической точки он эту конкуренцию выигрывает. Но ему начинают вставлять палки в колеса, а его конкурентам – устраивать привилегированное положение», – продолжает собеседник.

Вот в Калининградской области Газпром собирается поставить СПГ-терминал. «Но если Калининграду он необходим для повышения энергетической безопасности российского региона, так как имеется угроза перебоев транзита газа из РФ через Литву, то для Германии необходимость такого терминала с экономической точки зрения – довольно спорный вопрос», – говорит Юшков.

Зачем же Германия собралась пополнить ряды неудачников? Немецкое издание говорит о политических аргументах в пользу этого проекта. Этот СПГ-терминал сможет опровергнуть упреки Белого дома в том, что Германия очень сильно зависит от российского газа и не пускает при этом на немецкий рынок американский СПГ. «Северный поток – 2» является настоящим бельмом на глазу американского президента Дональда Трампа, который прибегает к разного рода давлению на европейские страны с целью заставить их покупать дорогущий американский СПГ.

Но если с Польшей все прошло гладко, то вот Германия оказалась куда более сильным соперником. Берлин дал отпор, а потом последовало заявление Трампа (после встречи с Владимиром Путиным), которое дало основания полагать, что санкций против «Северного потока – 2» все же не будет. Хотя США не оставят попытки застолбить за собой европейский рынок и отодвинуть Газпром. СПГ-терминал в Германии станет, по сути, разменной монетой.

«Германию могут заставить построить ненужный ей терминал СПГ, но это будет проект исключительно для того, чтобы отстали, и ничего более», – говорит Юшков. То есть Берлин потратит 500–600 млн долларов на терминал в обмен на «Северный поток – 2». 

В принципе, цена не так высока. К тому же в перспективе этот СПГ-терминал может потребоваться, но опять же только для того, чтобы соответствовать формальным требованиям ЕС по наличию трех источников поставщиков энергоресурсов. Сейчас Германия этому требованию отвечает и без СПГ-терминала. Она получает газ по трубопроводам из России, Нидерландов и Норвегии. Правда, лет через пять Нидерланды могут превратиться из экспортера в импортера природного газа в силу истощения собственных месторождений. И тогда Германии может понадобиться третий источник газа, которым может стать СПГ.

В любом случае опасности для российского газа или «Северного потока – 2» этот проект не несет. Кроме цены, а Германия получает российский газ вообще по самой низкой цене в Европе, важны объемы и стабильность поставок. Мощности СПГ-терминалов несопоставимы с российскими трубопроводами. Один только «Северный поток – 2» имеет мощность в 55 млрд кубометров – столько СПГ приняла вся Европа в 2017 году. Мощность одного СПГ составляет менее 10%. Стабильность и оперативность поставок танкеры с СПГ обеспечить тоже не могут – это прерогатива трубопроводов.  

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 25.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики