Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Саудовской Аравии от поставок по Красному морю "разгонит" цены на нефть

Отказ Саудовской Аравии от поставок по Красному морю "разгонит" цены на нефть

Приостановка транспортировок нефти Саудовской Аравией по Красному морю после нападения хуситов на танкеры спровоцирует скачок котировок. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"Мировые поставки нефти завязаны несколько узких "горлышек", перекрыв которые можно устроить глобальные проблемы. Это Ормузский пролив, Суэцкий канал или Малаккский пролив, блокирующий доставку по Индийскому океану в Китай. Суэцкий перекрывался в ходе арабо-израильских войн и это провоцировало немалые проблемы. Баб-эль-Мандебский пролив – это южные ворота Красного моря, один из важнейших каналов для нефтяного экспорта стран Персидского залива, с северной стороны его контролирует Йемен.

А в Йемене уже четыре года идет гражданская война – по факту это конфликт "по доверенности" между Саудовской Аравией и Ираном. Тегеран поддерживает хуситских повстанцев, Эр-Рияд – официальное правительство страны. Конфликт затянется очень надолго – саудиты показали, что эффективно воевать там не могут. А хуситы мало того, что воинственные ребята, так Иран им поставляет серьезное вооружение. И фактор Баб-эль-Мандебского пролива – это потенциальная проблема для нефтяных поставок, что, конечно, скажется на котировках", - отмечает аналитик. 

Крупнейший в мире нефтяной экспортер Саудовская Аравия временно приостановил всю перевозку нефти через Красное море после того, как йеменская вооруженная группировка хуситов совершила нападение на два крупнотоннажных танкера. Об этом в четверг сообщило Саудовское агентство новостей со ссылкой на министра энергетики страны Халеда аль-Фалеха. Накануне в Баб-эль-Мандебском проливе хуситы атаковали саудовские нефтяные танкеры у западного побережья Йемена, судам был нанесен незначительный ущерб. По словам аль-Фалеха, никто не пострадал, а разлив нефти не угрожает экологической обстановке в районе происшествия.

"Эр-Рияд обоснованно беспокоится за судьбу своих грузов. Ведь Иран, помимо ракет, может поставить хуситам и средства для морского нападения даже на транспорт масштаба танкеров. На какой срок поставки нефти через Баб-эль-Мандебский пролив приостанавливаются, сегодня не сможет сказать никто. Первые прогнозы можно будет делать через неделю. Ясно одно – угроза танкерам постоянная, быстро устранить ее не удастся.

Естественно, спекулянты нефтяных бирж на такие новости сразу реагируют – котировки уже сегодня пойдут вверх. Уровень спекулятивной волны пока будет умеренным, но с поступлением очередных негативных новостей перекупщики "разгонят" стоимость барреля. Для России, учитывающей доходы с экспорта нефти, это положительный фактор – страна получает дополнительные доходы и экономические резервы", - подчеркивает эксперт.

Полыхнет в любой момент

Министр аль-Фалех отметил, что поставки будут восстановлены, когда ситуация прояснится и морские перевозки через Баб-эль-Мандебский пролив вновь станут безопасными. В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и мятежниками-хуситами. В наиболее активную фазу оно перешло со вторжением в марте 2015 года коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Тогда операцию против установивших контроль над значительной частью страны хуситов поддержали Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ, к ним присоединились Египет, Иордания, Марокко, Пакистан и Судан. 

Мировые цены на нефть уже отреагировали на события в Красном море. Фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в сентябре увеличились на 0,58% - до $74,36 за баррель. В 2016 году через Баб-эль-Мандебский пролив ежедневно проходили танкеры с 4.8 млн баррелей черного золота на борту. Кроме того, Кувейт сообщил, что рассматривает возможность приостановки поставок нефти по Красному морю вслед за саудовцами.

"Даже если сейчас, спустя несколько дней, танкерные поставки Саудовская Аравия возобновит, это не значит, что через месяц или через год ситуация не повторится. Конфликт периодически ожесточается, и грузоперевозки могут останавливаться как на неделю, так и на полгода. Все зависит от того, как будет развиваться конфликт между саудитами и Ираном, в негативном сценарии события могут не ограничиться лишь остановкой транзита по Красному морю, а дойти до полноценной открытой войны Тегерана и Эр-Рияда.

Сам по себе фактор отказа от поставок по определенному маршруту сыграет роль лишь на определенное время – примерно, на неделю. Потом вновь на корректировку цен будут влиять другие факторы – послабление по соглашению ОПЕК+, к примеру, в котором Саудовская Аравия повышает добычу на 400 тысяч баррелей в сутки. С учетом того, что сама сделка заключалась для сокращения мировой добычи на 1,8 тысячи баррелей ежесуточно, это серьезный фактор влияния на мировой нефтяной рынок.

Однако Йемен продолжает оставаться фактором нестабильности. И пусть сейчас ситуация нормализуется, нет гарантий, что Иран не поставит хуситам современные ракеты. А когда это вооружение ударит по танкерам Саудовской Аравии, мы вполне можем увидеть нефть по 100 долларов за баррель, а то и выше", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 26.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики