Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США пытаются задушить Россию через труп ЕС

США пытаются задушить Россию через труп ЕС

США и ЕС договорились ввести еще одну санкцию против России, которая формально таковой не является, но фактически нанесла бы ущерба больше, чем лишение россиян возможности есть качественный сыр.

Евросоюз рассматривает возможность строительства десятка терминалов для приема сжиженного природного газа (СПГ) у США. Пока речь идет о южных странах Европы, но аппетит приходит во время строительства.

О том, что ЕС в принципе может перейти на поставки газа из США, стало известно 27 июля по итогам переговоров Дональда Трампа с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером.

Газовый контракт рассматривается в ЕС и США как возможность диверсифицировать поставки газа и снизить зависимость европейских стран от энергоресурсов из России.

Если бы да кабы

Однако в этой ситуации ключевой является частица «бы». Несмотря на фанфары, которые прозвучали после переговоров Трампа с Юнкером, экспортеры российского газа могут спать спокойно, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Совершенно непонятно, как США и ЕС смогут эту договоренность реализовать на практике: ведь о чем бы ни договорились между собой политики, у них нет инструментов, с помощью которых они могли бы заставить частные компании покупать американский СПГ, а американских производителей — продавать его на европейский рынок", — сказал он «Ридусу».

Уже сейчас в европейских портах имеется более чем достаточное количество терминалов для приема СПГ, но их загрузка колеблется на уровне 20%, а четыре пятых мощностей простаивают.

Причина все та же: европейцам невыгодно покупать дорогой американский СПГ при наличии более дешевого российского, а американцам невыгодно продавать его в Европу при наличии более маржинальных рынков — в частности, в Латинской Америке и Азии.

Производители СПГ рассуждают так: это наш газ, мы вложили собственные деньги в его добычу и только нам решать, куда его продавать, чтобы получить максимальную прибыль.

По данным Еврокомиссии, в 2017 году российский газ обходился европейцам (в частности, польской PGNiG)по 222 доллара за 1000 кубометров. Американский же СПГ стоит на 30 долларов дороже. В этом плане американские поставщики «Газпрому» не конкуренты, и российский монополист занимает сейчас около трети газового рынка ЕС.

Зачем при таком ценовом диспаритете строить еще десяток новых терминалов, совершенно непонятно, подчеркивает Юшков.

"Скорее всего, достигнутую между Трампом и Юнкером договоренность не следует понимать буквально, что прямо завтра начнется строительство терминалов. Это больше декларация о намерениях, демонстрация геополитического единства, чем коммерческая договоренность. Власти США и ЕС не могут вмешиваться в коммерческую деятельность частных компаний — это идет вразрез с самой концепцией свободного рынка, на которой стоит западный мир",— говорит эксперт.

Любая попытка каким-то образом выкрутить руки европейцам — даже под флагом укрепления евроатлантической солидарности — будет означать не столько «санкционирование» России, сколько дискриминацию европейских потребителей СПГ. Европейцы же совсем не склонны отмораживать себе уши назло маме.

Мало того, инициатива Трампа означает дискриминацию других поставщиков СПГ, а не только «Газпрома» (от Катара до Норвегии), которые в этом случае окажутся вытесненными с европейского рынка.

Во вторник Дональд Трамп пообещал не отменять уже веденные против Москвы санкции. 28 июня на саммите в Брюсселе страны Евросоюза договорились о продлении санкций против России до конца 2018 года.

Политическая газообразность

США, в общем, и не скрывают, что в вопросе о газификации Европы их задача целиком и полностью политическая.

В мае госсекретарь США Майк Помпео прямо сказал, что Вашингтон стремится не допустить поставок газа в Европу через трубопровод «Северный поток — 2». 

По его словам, ЕС не может противодействовать Москве из-за зависимости от поставок энергоресурсов из России, поэтому США видят свою задачу в том, чтобы предоставить странам Европы другие источники газа.

На сегодня договоренность эта концептуальная, ее еще предстоит оформить в официальные документы, но суть ясна: американские условия европейцев устроили. И не по геополитическим, а по сугубо коммерческим причинам, не согласен с Юшковым заведующий Центром институтов внешнеэкономической деятельности РАН Владимир Оболенский.

"Все средства, затраченные на строительство СП-2, „Газпром“ сможет смело списать в убыток. Хотя какой-то газ по трубе все же идти будет, эти объемы даже близко не сравнимы с теми прибылями, которые прогнозировались при проектировании трубы", — предполагает эксперт.

Запуск «Северного потока — 2» мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год был запланирован на 2019 год. В свете последних событий неизвестно, когда заработает его вторая нитка, на какую мощность и заработает ли вообще. 

Источник: Ридус, 31.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики