Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трудная нефть в песочнице: «Сланцевые» полигоны оставили для науки

Трудная нефть в песочнице: «Сланцевые» полигоны оставили для науки

Бизнес сможет отрабатывать технологии на бесплатных полигонах, но не извлекать черное золото в промышленных масштабах

Уже в конце августа правительство получит финальную версию поправок в Федеральный закон «О недрах». Они позволят нефтяникам бесплатно использовать полигоны для отработки технологий добычи трудноизвлекаемой (сланцевой) нефти. Об этом сообщил «Известиям» представитель Минприроды. Впрочем, добыть сланцевую нефть можно будет не везде, а только на тех месторождениях, которые были специально выделены под полигоны из уже выданных ранее лицензий на нефть. Нефтяные компании были недовольны такими правилами, но споры с ними улажены, утверждают в Минприроды.

Министерство природных ресурсов и экологии решило переработать свой революционный законопроект, впервые дающий нефтяникам полноценную возможность бесплатно попробовать свои силы в добыче трудноизвлекаемой нефти (ТРИЗ). Как ранее писали «Известия», благодаря ему у компаний должна была появиться возможность протестировать собственные технологии добычи сланцевой нефти на опытном полигоне, который в том числе может быть выделен из уже действующей лицензии на ТРИЗ. Если бы компании удалось найти успешную технологию, полигон могли бы перевести в статус полноценной добычной лицензии, говорил тогда «Известиям» бывший глава ведомства Сергей Донской.

Как узнали «Известия» из финальной версии поправок в ФЗ «О недрах», Минприроды решило пересмотреть подход в пользу поиска новых технологий.

Поправки коснутся месторождений ТРИЗ, находящихся в нераспределенном фонде недр. Как предполагалось и ранее, они будут предоставляться бесплатно через конкурс. Но даже если найдется подходящая технология, перевести полигон в статус полноценной лицензии на добычу будет уже невозможно — они останутся в формате именно «научно-технологического полигона». Работать на таком участке нефтяники смогут до 15 лет с возможностью продления сроков использования несколько раз на срок до 5 лет.

Минимальные объемы, необходимые для поддержания работы полигона, будут определены в проектной документации к каждому из проектов, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минприроды. Впрочем, распоряжаться этими минимальными объемами компания все же сможет по собственному усмотрению. Но добывать нефть в промышленных масштабах не получится.

Введение такой дифференциации совершенно логично — цель поправок в поиске технологий добычи, а не в самой добыче, пояснили в Минприроды. Там напомнили, что решение продиктовано поручением правительства РФ от августа 2017 года. В нем подчеркивается, что в регионах под научные полигоны будут отдавать от одного до трех отложений ТРИЗ.

Что касается именно коммерческого извлечения сланцевой нефти, то его решено сохранить только для тех полигонов, которые будут выделены из уже выданных лицензий. Разрабатывать и добывать на них компании смогут суммарно до 10 лет с нулевой ставкой налога на добычу полезных ископаемых и без внесения платежей за разведку недр.

Законопроект был согласован с нефтяниками, утверждают в Минприроды. Впрочем, они вряд ли остались до конца довольны. По данным «Известий», претензии были у «Газпром нефти», «Роснефти» и компании «Лукойл». Невозможность перевести полигон из научного в промышленный приведет к тому, что такие полигоны окажутся невостребованными — нефтяники будут лишены возможности возместить свои затраты на обустройство месторождения, указывают компании в отзыве на законопроект (есть у «Известий»). Установленных сроков разработки в 7 и 15 лет, по их мнению, также будет недостаточно, так как на освоение месторождения может потребоваться больше времени.

В «Лукойле» отказались от комментариев, представители остальных компаний, а также «Русснефти» на запрос не ответили. В Минэнерго и Минфине переадресовали запрос в Минприроды. «Для нас самоцель не объем, а технологии», — говорил в октябре прошлого года бывший замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.

Минприроды фактически разграничивает полигоны для двух типов бизнеса — уже готовых к добыче нефтяников и только разрабатывающих свои технологии нефтесервисных компаний, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но поскольку собственных готовых технологий в России пока нет, нынешняя версия поправок лишает их стимулов к добыче, добавил он. Наиболее развитыми сланцевыми технологиями в России обладает компания EDC, а также «дочки» «Лукойла» и «Газпром нефти». Связаться с их представителями «Известиям» не удалось.

В условиях ужесточающихся санкций разработка собственных технологий очень своевременна, особенно с учетом уникальности российских ТРИЗ, отметил руководитель направления «Газ и Арктика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов. Минприроды для каждого из месторождений стоит устанавливать свои сроки разработки, к тому же цикл ввода проектов в России пока близок к 25–30 годам, отметил эксперт.

По мнению Романа Самсонова, разработанные в рамках полигонов технологии смогут активизировать добычу не только нефти, но и газа, особенно в приарктических районах. По прогнозу Минэнерго, к 2035 году Россия имеет все шансы нарастить добычу ТРИЗ с нынешних 39 млн до 80 млн т. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 01.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики