Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» обойдет Данию «Северным потоком»

«Газпром» обойдет Данию «Северным потоком»

Российский газопровод повел новый маршрут мимо европейских санкций

Не дожидаясь согласия Копенгагена о прокладке трубопровода «Северный поток-2» в территориальных водах этого государства, что являлось основной преградой для реализации проекта, «Газпром» разработал альтернативный экспортный маршрут, который не затрагивает суверенные воды Дании. Такой ход обойдется России в лишние $200–300 млн. 

Альтернативный маршрут газопровода «Северный поток-2», по словам члена совета директоров австрийской компании OMV, являющейся одним из инвесторов проекта, Манфреда Ляйтнера, уже разработан. «Общая стоимость проекта останется прежней — 9,5 млрд евро», — отмечает финансовый директор Nord Stream 2 Пол Коркоран.

Это похоже на правду. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, разработка альтернативных маршрутов «Северного потока-2» уже закладывалась в стоимость проекта по реализации строительства нового российского экспортного газопровода в Европу.

Более того, возникали подозрения, что на прокладку газопровода не дадут разрешения Германия, Финляндия и Швеция, по морской территории которых пройдет труба. Однако они ответили положительно. Несмотря на такое отношение к «Северному потоку-2» со стороны других участников ЕС, Дания продолжает настаивать на том, что укладка газопровода нарушит интересы ее суверенной безопасности. Судя по всему, «Газпрому» ждать согласия Копенгагена надоело, и российская компания начала действовать на опережение. Как утверждает Манфред Ляйтнер, если Дания не выдаст разрешение на строительство газопровода по изначальному маршруту, то можно изменить схему строительства — серьезной суммы затрат на это не уйдет, поскольку по территориальным водам Дании проходит не более 10% маршрута «Северного потока-2».

В связи с отказом Копенгагена на прокладку российского газопровода в своей морской зоне его инвесторам придется заплатить. Такие дополнительные услуги потребуют определенных средств. Как признает Ляйтнер, строительство трубопровода в обход Дании приведет к дополнительным затратам. Их сумму эксперты оценивают в $200–300 млн.

Между тем совокупные затраты на строительство терминалов по приему и обработке американского газа, которые обещает построить президент США Дональд Трамп в Европе (причем за средства европейских инвесторов), могут составить $10–15 млрд. При этом каждый терминал сможет принимать около 5 млн тонн сжиженного топлива (это менее 7 млрд «кубов» в газообразном состоянии). Суммарно это получается от 70 млрд до 105 млрд кубометров в год. С учетом «Северного потока-2» наша страна сможет повысить свою долю в энергобалансе Европы с 200 млрд до 250 млрд кубометров. Причем стоимость российского газа будет дешевле американского аналога на 25–30%. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 03.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики