Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена энергонезависимости. Украина стоит на пороге передела газовой отрасли

Цена энергонезависимости. Украина стоит на пороге передела газовой отрасли

В конце июля премьер-министр Украины Владимир Гройсман провел заседание правительства, в ходе которого обсуждался вопрос развития энергетики страны. В ходе своего выступления глава кабинета министров сделал множество интересных заявлений – например, о том, что Украина продвигается к энергетической независимости. За подобной риторикой стоят прагматичные интересы украинских и западных политиков и бизнесменов: они готовятся к реформированию газовой отрасли страны в собственных интересах.

Для того, чтобы обосновать указанный тезис, стоит последовательно рассмотреть речь Гройсмана. Говоря о достижении энергетической независимости, премьер отмечает, что Украина «имеет вторые-третьи по размерам запасы природного газа в своих недрах». По данным компании ВР, запасы газа на Украине в 2017 г. составляют 1,1 трлн куб. м. газа, что составляет 0,5% от общемирового объема.

Это весьма хороший показатель, но Украине далеко до лидеров: Россия имеет 35 трлн куб. м. запасов (18,1% от общемирового объема), Иран (33,2 трлн куб. м.), Катар (24,9 трлн куб. м.), Туркменистан (10,1 трлн куб. м.) и далее 23 страны опережают Украину по объемам запасов. Так что тут Гройсман немного переоценил ресурсную базу своей страны.

Далее политик в своем выступлении пожаловался, что при таких больших запасах газа руководители Украины постоянно покупали российский газ: «только декабрь наступал, любая власть приклоняла голову и колено, ползли в Москву и договаривались, какая будет цена газа, который будет транзит газа и т.д.».

Тут стоит отметить, что даже наличие больших запасов газа не гарантирует стране аналогичные объемы добычи. Например, США имеют 4,5% мировых запасов газа, но добывают 20% от мирового уровня. И наоборот, Туркменистан с 10,1% запасов производит только 1,7% от глобального объема.

Золотые времена украинской газодобычи уже прошли. Производство газа развивалось в Прикарпатье с 1920-х гг. В 1940 г. там производили 87% советского газа. А пик добычи пришелся на 1975 г. – 68,7 млрд куб. м. В последние годы добыча газа на Украине сохраняется на уровне примерно 20 млрд куб. м.

1.png

Источник: Statistical Review of World Energy

Украинские месторождения в традиционных районах добычи существенно истощены. Только для того, чтобы поддерживать их на нынешнем уровне, нужны существенные инвестиции. А месторождения на шельфе имеют относительно малую изученность и вложения в них рискованны.

Гройсман в своем выступлении рассказал, как Украина достигнет энергетической независимости. Все проблемы, по его версии, исходят от прежних руководителей страны, которые якобы намерено скрывали от украинских и зарубежных компаний данные о геологических запасах месторождений.

Хотя по данным ВР существенные изменения запасов газа на Украине происходили только в 2012 г., когда они выросли с 0,7 до 1,2 трлн куб. м., и в 2013 г., когда они составили нынешние 1,1 трлн. Получается, при Януковиче запасы выросли, но в реальности в этом вопросе личность президента фактически не играет роли.

Главный посыл Гройсмана таков: нужно максимально открыть геоданные для украинских и иностранных газовых компаний, они заинтересуются столь привлекательными проектами (именно для этого премьер в начале своей речи назвал Украину чуть ли не мировым лидером по запасам газа), купят лицензии на месторождения и вложат в них много денег. А уж инвестиции позволят Украине нарастить собственную добычу газа и больше не зависеть от импорта.

Украинские власти действительно хотят распродать лицензии на месторождения углеводородов. Премьер заявил, что 44 участка с суммарными запасами в 150 млрд. куб м. газа уже готовы к продаже. Следующим шагом, вероятно, станет приватизация добычных и сбытовых активов «Нафтогаза Украины».

В 2016 г. правительство создало компанию «Магистральные газопроводы Украины», которой будет передана газотранспортная система. Остальные активы, не относящиеся к естественно монопольному сегменту, вероятно, будут приватизированы под лозунгом прихода инвесторов и рыночных реформ.

Но для того, чтобы привлечь инвесторов, рассказов о перспективах газовой отрасли Украины недостаточно. Поэтому правительство создает условия, при которых работа на газовом рынке страны будет приносить прибыль. В последние годы на Украине существенно повысились тарифы на газ, горячую воду и т.д.

В настоящее время тариф для населения составляет около 7 тыс. гривен ($260) за тыс. куб. м., а для промышленности около 10 тыс. грн. ($373) за тыс. куб. м. При этом средняя стоимость импортного газа в июне составила $266,4 за тыс. куб. м. Получается, что газовым компаниям уже сейчас выгодно работать на украинском рынке. Частные компании могут продать газ государственному «Нафтогазу», который в августе будет готов купить сырье по $302,3 за тыс. куб. м.

2.png 

Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины

Таким образом, вероятна реализация деклараций украинского правительства в части приватизации газовой отрасли. Но эта реформа не подразумевает понижение цен для потребителей. Наоборот, инвесторы будут работать на Украине, вкладывать деньги в поддержание добычи только в случае, если тарифы будут высокими. А их рост постоянно объясняется требованиями МВФ, который, по словам украинских политиков, отказывается выделять новые транши экономической помощи до повышения тарифа на газ и отказа от субсидирования потребителей.

В такой ситуации государственное регулирование тарифов происходит не в пользу потребителей, а в пользу поставщиков. Вот так за словами Гройсмана о необходимости достижения энергетической независимости стоит банальное желание перенаправить денежные потоки от газовой отрасли в частные структуры.

Автор: Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 07.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики